AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Статьи > Разное > Основы 3D пилотажа.

Изучаем 3D пилотаж.

Существует множество различных классов авиамоделизма. Особое место занимают пилотажные модели. Как известно, существует два вида пилотажа: классический и новое на правление - 3D пилотаж. Эти виды сильно отличаются друг от друга как техникой пилотирования, так и конструкцией модели. В этом материале хочу немного рассказать о моделях и основных фигурах 3D пилотажа.


Модели.

Выбор модели очень важен, потому как пилоту нужно выполнять пилотаж, а не бороться с самолетом. Есть целый ряд фирменных моделей, заявленных производителем как 3D самолеты. Но из опыта могу сказать, что не все из них очень хорошо летают. Для начала стоит выбрать модель с размахом крыла до 1500 мм, потому как учиться на больших моделях будет дороговато. Я отдаю предпочтение моделям Katana и Sukhoi фирмы SebArt. Летают они отлично, причем как классический, так и 3D пилотаж.

Sukhoi фирмы SebArt.

А вот насчет таких известных моделей, как CAP, EXTRA, могу сказать, что в размахе до 1600 мм они летают не очень хорошо. Если же делать модель самому, то лучше скопировать ту же Катану или Су.

Еще есть такие 3D самолеты, как фан-флаи. Но они годятся только для висения на винте или против ветра и простого акробатического "кувыркания", в остальном они не очень удачны.

На модели должен быть установлен хороший двигатель, бесперебойно работающий на всех режимах и четко реагирующий на ручку газа. Следует подобрать соответствующий пропеллер. Как правило, для полетов в стиле 3D используют специальные винты больших диаметров и с небольшим шагом.

Если у вас электросамолет, то нужно выбирать мощный низкооборотный мотор и подобный пропеллер.


Настройки 3D модели.

Перейдем к настройкам модели. Центр тяжести должен быть около 40% от средней аэродинамической хорды крыла. Естественно, выкос мотора вправо и вниз на 2 градуса. Что касается отклонения рулевых плоскостей, то я всегда делаю расходы максимально большие, то есть элероны - около 40 градусов, руль высоты - 50 градусов и руль направления - тоже около 50 градусов.

Также у меня есть тумблер для уменьшения расходов примерно в половину для пилотажа. Обязательно должны быть активированы экспоненты, потому что с такими расходами летать хоть немного ровно будет трудно. Экспонента должна быть не менее чем 45 %, Также есть еще один важный момент. У многих пилотажных и 3D самолетов есть тенденция при полете на ноже менять курс в сторону колес. Чтобы это компенсировать, нужно настроить микшер руля поворота и руля высоты. То есть при повороте руля поворота руль высоты отклоняется вверх. Эти величины подбираются опытным путем и настраиваются в полете. У меня на Катане процент микшера был 20%. Вот вроде и все с базовыми настройками. Дальше все зависит от пилота.


Фигуры.

Самые распространенные фигуры - висение, хариер, хариер с бочками, плоский штопор, также очень зрелищная фигура - пролет на ноже на предельно малой скорости на малой высоте.


Вертикальное висение (Hovering).

В этой фигуре модель находится в вертикальном положении и висит на винте, как вертолет.

Модель находится в вертикальном положении и висит на винте.

В горизонтальном полете сбрасываем газ и сразу же резким движением руля высоты на себя подрываем нос модели, после чего ручку не отпускаем, а держим на себя и рывками добавляем газ. После этого самолет должен стать перпендикулярно земле. Потом подбираем газ так, чтобы модель не набирала и не теряла высоту. Все время, работая рулем высоты и направления, нужно следить за тем, чтобы самолет висел перпендикулярно земле (в случае штиля) или чуть с направленным носом против ветра.

Также работать придется и элеронами, потому что из-за крутящего момента самолет будет вращаться влево, что нужно компенсировать отклонением элеронов вправо. Если же элероны не трогать, то можно запутаться и неправильно отработать рулем направления или высоты, потому что когда модель будет висеть колесами к вам, то рулем нужно будет работать в противоположную сторону, то есть куда наклоняется модель, туда и отклоняем руль. При выполнении этой приходится довольно резко работать всеми рулями и газом.


Хариер (Harrier).

Выглядит это так: модель, находясь в положении под углом около 30-45 градусов к горизонту, выполняет медленный прямой полет.

Хариер (Harrier).

Эта фигура выполняется очень просто. В горизонтальном полете против ветра сбрасываем газ и плавно тянем ручку высоты на себя, пока ручка не дойдет до упора, потом добавляем газ на столько, чтобы самолет не набирал высоту и не снижался. Помимо этого нужно подруливать элеронами и рулем направления, но очень важно работать рулем и элеронами одновременно, потому что если работать только элеронами, может появиться скольжение и вы не сможете направить самолет куда вам требуется. Если управлять только рулем, то самолет будет заваливаться в крен. То есть рулить надо так: если самолет начнет заваливаться вправо, то одновременно рулем направления и элеронами подруливаем влево, но главное - не переборщить, а то самолет может свалиться на крыло.


Хариер с бочками (Rolling harrier).

В этой фигуре модель, находясь в положении, как при хариере, выполняет медленный горизонтальный полет с вращением, сохраняя прямую траекторию полета.

Одна из фаз в полете Rolling harrier, видно отклонение всех рулевых плоскостей:

Хариер с бочками (Rolling harrier).

Это очень зрелищная, но достаточно сложная фигура. В горизонтальном полете на малом газу отклоняем элероны (лучше влево, потому что влево помогает вращаться крутящий момент винта), поддерживая модель во всех положениях во время вращения, то есть когда модель на ноже, то рулем направления, когда на пузе или на спине, то рулем высоты. Газом работать нужно все время рывками. Тренировать эту фигуру нужно исключительно на симуляторе. Только после того, как вы уже начнете делать ее на «автомате», можно начинать пробовать выполнять это упражнение на модели. Делайте первые попытки на достаточной высоте, потому что одна ошибка на этой фигуре может привести к падению модели.


Медленный нож (Slow Knife edge).

В этой фигуре модель медленно летит горизонтально, находясь в положении боком к земле.

В горизонтальном полете против ветра сбрасываем газ, подрываем модель рулем высоты и ставим самолет на нож. Руль поворота отклоняем в максимум и сразу же добавляем газ на 30 процентов (зависит от модели), самолет плавно летит на ноже с большим углом атаки. Придется подруливать элеронами и рулем высоты. При этом руль поворота будет выполнять функцию руля высоты и поддерживать модель в горизонтальном полете.

Модель в полете «на ноже», четко видно отклонение руля направления, поддерживающего модель в горизонтальном полете:

Модель в полете «на ноже»

Вот пока и все. Мой совет вам: не рвитесь сразу в небо, а сначала отработайте выполнение нужных фигур на симуляторе.

Юрий Роговой.



Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru