AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Статьи > Аппаратура радиоуправления > Отказы RC-аппаратуры

Коротко об отказах передатчика и о применении сканирующих устройств

Большинство неисправностей передатчика происходит в результате выхода из строя активных полупроводниковых компонентов - микросхем или транзисторов. Иногда эти отказы - следствие технологического брака. Но гораздо чаще они происходят по вине пользователя.

Основной причиной можно считать "переполюсовку" аккумуляторной батареи или зарядного устройства. Несмотря на то, что разъемы для подключения к передатчику батареи и зарядного устройства обычно имеют специальную конструкцию с механическим ключом (так называемая "защита от дурака"), некоторые "умельцы", при использовании суррогатных соединителей, все же умудряются перепутать полярность подключения. Нет сомнений, что это моментально приводит к выходу из строя полупроводников, а порой - и к выгоранию дорожек печатной платы. Подобные отказы редко вызывают гибель модели, т.к. обнаруживаются моментально - из передатчика начинает валить дым. Тем не менее, последствия их не редко оказываются весьма дорогостоящими, если не фатальными, для самого передатчика. Но предотвратить эти отказы очень просто - необходимо только выполнять требования инструкции по эксплуатации аппаратуры, и внимательно проводить любые работы, связанные с обслуживанием самого передатчика (особенно - при "ковырянии" внутри самого устройства), батареи питания и внешнего зарядника.

Справедливости ради следует сказать, что большинство типов передатчиков (не зависимо от производителя), кроме специальных разъемов с защитным ключом, имеют еще и плавкие предохранители и защитные диоды в зарядных цепях. Но, как известно, "кто ищет, тот всегда найдет" (имею в виду приключения и неприятности на собственную ... голову).

Разумеется, в передатчике могут возникнуть и любые другие отказы и помехи, аналогичные тем, которые для бортового оборудования мы классифицировали как "пассивные". Их выявление и устранения производятся также, как описано выше. Из наиболее вероятных - это износ потенциометров ручек управления, а также ухудшение контактов в месте крепления телескопической антенны и между ее коленами. Последний дефект неизбежен для любого типа аппаратуры. Как правило, он начинает проявляться после двух-трехлетней активной эксплуатации аппаратуры, в результате частого выдвигания-вдвигания трубочек из которых состоит телескопическая антенна, и окисления их поверхностей под воздействиями компонентов топлива и абразивного износа. Больше своего при этом страдают латунные лепестки, ограничивающие предельное выдвижение каждого колена, т.к. в отличие от самих трубчатых колен, они не защищены гальваническим покрытием (никель или хром). Новая антенна, выдвигающаяся в начале эксплуатации с некоторым усилием, постепенно разбалтывается, расхлябывается, и даже перестает держать свою прямолинейную телескопическую форму, прогибаясь, как плеть. Можно не сомневаться, что такая антенна потенциально более опасна для модели, чем неисправная рулевая машинка или искрящий коллектор ходового двигателя, который, в крайнем случае, можно просто выключить. Так что не стоит испытывать судьбу - проще, и дешевле заранее заменить состарившуюся антенну на новую, или сделать более удобную и компактную спиральную, как описано в моей статье "Укороченная антенна".

При описании рулевых машинок я указывал на помехи, обусловленные износом потенциометра обратной связи (датчика положения качалки РМ), но не стал описывать профилактические работы на этом узле. Дело в том, что в РМ этот потенциометр имеет обычно субминиатюрные габариты, и разобрать его, а тем более - отремонтировать, очень не просто.

В передатчиках обычно используют потенциометры, имеющие несколько большие размеры, поэтому их довольно часто можно "реанимировать". Для этого "шуршащий" потенциометр следует аккуратно извлечь из передатчика, при необходимости отпаяв провода. Если металлический корпус потенциометра, в котором находится поворотная ось, крепится на нижней колодке с резистивным слоем 3-4-мя загибающимися ушками (лепестками), проблем вообще нет - эти лепестки аккуратно отгибаются, потенциометр "разполовинивается", и тщательно промывается в спирте. Использовать для этого какие-либо растворители нельзя!

Поворотный бегунок, закрепленный на оси потенциометра через изоляционную прокладку, может иметь одну из трех конструкций:

1) Плоская пружинящая пластинка с выдавленным на конце полусферическим контактным выступом, бегающим по рабочей подкове (самая ненадежная конструкция). При движении этот выступ постепенно протирает резистивный слой подковы, оставляя на нем четко видимый след. Для ремонта такого потенциометра достаточно слегка деформировать, или отогнуть пружинную пластинку так, чтобы контактное пятно от бегунка на подкове отодвинулось с протертого места.

2) Такая же пластинка, только вместо выступа на ее конце закреплен графитовый "пятачок", который и бегает по подкове. Эта конструкция очень надежна и долговечно, но...

Ремонт такой же, как и в первом варианте.

3) Бегунок состоит из нескольких упругих бронзовых проволочек (обычно - 5-7 штук), каждая из которых бегает по своей дорожке, постепенно протирая ее. Как только последняя из проволочек протирает свою дорожку до диэлектрического основания подковы, потенциометр отказывается работать. Ремонт очень прост - чуть раздвинуть проволочки, сместив их с "наезженных" дорожек.

Кроме этого рабочего скользящего контакта, в конструкции любого потенциометра есть и еще один - такой же "поворотный" контакт, через который бегунок соединен со средним выводом потенциометра на нижней колодке. Целесообразно провести такой же профилактический ремонт и этого места.

В заключение, все трущиеся части потенциометра - резистивную дорожку, рабочие контакты и среднюю металлическую дорожку - следует тонко смазать любой не агрессивной смазкой: техническим или медицинским вазелином, ЦИАТИМ-ом, или более современной силиконовой смазкой, которую можно купить в радиомагазине. Этой же смазкой следует смазать и поворотную ось потенциометра. Затем потенциометр собирается, крепежные ушки-лепестки загибаются обратно, с максимальным усилием, обеспечивающим плотное, надежное соединение двух половинок потенциометра.

Конечно, срок службы такой отремонтированной детали будет меньше, чем у новой, но на год-другой нормальной работы его должно хватить.

Кроме описанной конструкции корпуса потенциометра могут встретиться еще две: у первой металлический корпус завальцован на нижней колодке "вкруговую", и разобрать такую деталь (тем более - завальцевать ее обратно) будет очень не просто, но можно. А вот если соединение корпуса и колодки залито компаундом (как у наших потенциометров типа СПО), боюсь, ремонт будет не возможен, и такую деталь придется просто заменить на аналогичную, или подобрать эквивалентную замену.

Несколько слов о выходной мощности передатчика. Время от времени случаются отказы передатчика, связанные с уменьшением (ухудшением) этого параметра аппаратуры. Неопытные пользователи первым делом начинают крутить подстроечные сердечники контуров задающего, предварительных и выходного каскадов, порой не понимая, что эти реактивные элементы (катушка индуктивности и ВЧ конденсаторы малой емкости) имеют очень стабильные временные параметры, которые ни с того, ни с сего не могут измениться. Как уже было сказано, абсолютное большинство отказов передатчиков происходит из-за выхода из строя активных элементов (полупроводников), или из-за изменения их электрических параметров. Причин таких отказов много (прежде всего - перегрев транзистора выходного каскада передатчика), но опытный радиолюбитель, располагающий минимумом лабораторного оборудования (осциллограф, ВЧ-генератор и хороший тестер) может их обнаружить и устранить.

А вот для настройки сложных реактивных цепей (последовательной цепочки контуров) потребуется более сложное оборудование - панорамный спектр-анализатор, измеритель КСВ и т.д. Без этих приборов настроить передающее устройство можно лишь обладая большим опытом, да и то "на глазок". Именно поэтому не следует пытаться вернуть в норму забарахливший передатчик, располагая лишь отверткой, которая помещается в шлиц подстроечного сердечника контура.

Нередко причиной плохой работы передатчика является выход из строя (или просто "уход" частоты) канального кварца. Поэтому при первых же подозрениях на неисправность передатчика желательно, поменяв и в передатчике, и в приемнике канальные кварцы, убедиться, что причина неисправности не в этом.

Вообще, проще всего диагностировать и локализовать любую неисправность RC-комплекта путем последовательной замены и сравнения подобных узлов и деталей из другого, аналогичного комплекта. Сначала заменяются все РМ, затем кварцы, потом - приемник, и только в последнюю очередь - передатчик.

А вообще-то, учитывая заведомую избыточность выходной мощности современных RC-передатчиков, не стоит переоценивать значение величины этого параметра. Для надежной связи на расстоянии до 500-700 метров вполне достаточно излучаемой мощности в 5-10 мВт. Выходная мощность большинства моделей передатчиков для RC-управления составляет 500-1000 мВт. Даже с учетом несогласованности и неоптимальности телескопической антенны, излучаемая при этом мощность намного превышает потребную величину.

Теперь о сканерах. Многие считают эти приборы чуть ли не панацеей, способной уберечь модель от любой помехи. Это далеко-далеко не так. Обычный сканер позволяет зафиксировать помеху лишь в реальном времени, и не более того. Это означает, что сканер отразит на своем индикаторе наличие помехи только в тот момент, когда помеха уже будет воздействовать на приемник модели. Предотвратить, а тем более - нейтрализовать помеху никакой сканер не может. Другое дело, если вы располагаете панорамным сканером (типа спектроанализатора) с памятью, позволяющей накапливать информацию о состоянии эфира в диапазоне частот RC-аппаратуры за какой-то отрезок времени непосредственно перед полетом. Тогда прибор покажет вам, насколько часто в выбранном участке диапазона возникают помехи, покажет их частотное распределение, спектральный состав и мощность. Обладая такой информацией уже можно будет прогнозировать вероятность отказа борта и принимать решение "лететь - не лететь". Единственный недостаток такого прибора - его крайне высокая стоимость, которая может превышать стоимость модели со всей аппаратурой во много раз ...

В спортивном моделизме, на ответственных международных соревнованиях, изредка используют такие сканеры, позволяющие проанализировать состояние эфира в течение каждого полетного тура, с целью принятия судейской коллегией верного решения в случае какой-либо аварии, произошедшей в полете. Но лично мне, за более чем 10-летний срок участия в самых ответственных российских соревнованиях в статусе Главного судьи или Начальника старта, так и не удалось увидеть подобный прибор. У нас в стране эти устройства недоступны моделистам...

Простейшие сканеры, которые есть в Федерации авиамодельного спорта РФ, и еще у нескольких российских областных команд по RC-моделям различных классов - это игрушки для самоуспокоения, позволяющие только "прослушать" эфир на каком-то одном, выбранном канале. Обычно это не дает никаких результатов, т.к. бортовой приемник, установленный на любой модели, при наличии помехи сам отреагирует на нее.

Завершая разговор о помехах повторю то, что уже сказал в самом начале:

Единственный надежный способ защиты от эфирных помех - просто не летать там, где были зафиксированы хотя бы единичные случаи отказа RC-аппаратуры по внешней причине, выяснить и объяснить которую не удалось.

Школа дядьки Глайдера
И.В. Карпунин (aka Glider)

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru