AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Статьи > Обзоры > Обзор Чемпионата России по моделям-копиям F-4C

Чемпионат России и Первенства России
по радиоуправляемым моделям-копиям.
Владимир 2009

То, о чем так долго говорили, наконец-то свершилось. Клуб Патриот в последний момент подхватил упавшее знамя, но на мой взгляд, это больше напоминает подвиг Матросова.Тем не менее, все прошло очень здорово и даже мерзкая погода была на стороне организаторов и участников соревнований, иначе сидели на земле и смотрели бы на парашюты.

К этому Владимиру я готовился основательно. В прошлой победе было очень много везения, нахрапа, эдакого кавалерийского двухмоторного налета. Была цель - достойно выступить, сорвать зрительские овайции и только ближе к соревнованиям стало появляться понимание, что с таким прототипом и уровнем полета вполне можно побороться за результат.

В этом году я основательно поднапрягся с целью одержать убедительную, закрепляющую победу. Идея в том, что главное участие, а не победа, изначально была заброшена в дальний угол. Когда мы подняли обновленный самолет в воздух, прочувствовали рев моторов, когда третья версия бомб наконец-то стала падать так, как нужно, а свободные каналы кончились даже на мультиплексоре – любой результат кроме первого, для нас являлся неудачей. Нам была нужна только победа. Мы понимали, что конкуренция в этом году будет серьезнее – ведь в заявках значился очень копийный и летучий мустанг, пилотажные ультимат и большая экстра с экстрапилотом за пультом, а также крупный двухмоторный лайтнинг, реактивный грипен, хороший биплан из Красногорска, триплан из Питера. Поэтому мы летали накануне до последнего, под дождем и ветром.

Пятница. Стенд

Холодно, ветер, мелкий моросящий дождь. Экстра и лайтнинг не приехали. Мустанг вызывал приятное уважение проработанностью модели и просто объемом проделанной работы. Прикинули - стенд мустангу мы наверняка проиграем, но не сильно. Такому проиграть не стыдно. Сотников реально попарился с ним и объективно сделал это качественнее, но у нас прототип сложнее.Ультимэйт тоже добротно прокачан болтиками, клепочками, копийными расчалками, но как-то не впечатлял ни объемом работы, ни сложностью, кабина слабая, манекен-бюст. Я как-то больше опасался Грипена, но еще больше опасался того, что он не приедет, уж очень хотелось посмотреть на него вживую.

Як-20 из Татарии оказался первым, кого судила бригада полукопиистов. Я не знаю, почему у этой бригады не было пристрелочной оценки, но могу сказать точно, что это нужно делать обязательно. Критерии что оценивать, а что нет, придумывали на ходу, хотя как минимум об это нужно было договориться на предварительной оценке моделей. Разделывали наш Як и в хвост и в гриву полчаса. Следующих 5-6 участников оценивали также по 20-25 минут. Когда стало понятно, что с таким темпом стенд за светло не завершить, все резко упростилось. У меня даже никто не стал вставать, чтобы смотреть там всякие турели, приборную доску, створки бомболюка. Помимо не копийной расшивки (согласен, мы переборщили), нам шили то, что следы гари у нас идут не оттуда, якобы это не выхлопная система, и вообще модель у нас не J, а какая-то ранняя версия. Кое-как удалось вернуть внимание судий на сложность модели и техническую насыщенность. Резюме – нужно тщательнее подходить к документации.

Умиляют наивные вопросы типа – а что вы сделали самостоятельно на этой модели? Это проверка на вшивость? или на честность? Или все-таки у нас соревнования по копийности….. Потом выкатили самолет, немного подкорректировали движки, порычали. Результаты стенда появились только утром, и на это стоило посмотреть…. Ну ладно мы проиграли мустангу – вполне возможно, но то, что ультимат по стенду уверенно обошел мустанг, весь в металле, с клепками, копийно кабиной, кучей мелких надписей, шасси с механизацией. 4-х лопастной самодельный копийный винт-кок... Это наводит на совершенно определенные мысли, но никакого желания бодаться у меня нет. Во-первых, спасибо организаторам, что вообще сколотили вторую судейскую бригаду, во-вторых я терпеть не могу эти разборки на модельном празднике, в третьих погода такая, что результаты стенда особой роли не играли. Прикольно выглядели сомалийские пираты, что самолет, что их лагерь, что они сами. Стенд явно проспали, а когда выставили на стол свой пайпер, но не предоставили никакой документации - у судий челюсти повыпадали.. Имхо, либо это совсем безбашенные пираты, либо темной бурной ночью эту документацию благополучно про...ли.

Мое большое имхо по стенду - для судий нужна внятная описанная методика проведения оценки и хронометраж.Нужно переводить эту методу из УСскалемастер благо она там внятная и подробная. Если есть метода, то субъективность и состав судейской коллегии будет играть гораздо меньшую роль.

День второй

Холодно, реально холодно и очень ветренно. Проснулся под бурчание Яблокова о смысле соревнований и бренности жизни. На поле участники шарахались по полю, ковырялись в носу, но передатчики все сдали вовремя. Полеты начались и первыми под раздачу попала первая мировая. В такой ветер полеты бипланов выглядели неравной битвой со стихией. Обычно падает каждый 10-ый участник, но в этом году показатель однозначно выше, а уж мелких поломок и капотирований - просто масса.

Полет F15 было просто не узнать. Высоты выполнения фигур, досадные ошибки с размещением фигур - все это выглядело необычно для этого самолета. Но в целом конечно неплохо и зрелищно.

Полет Сопвича был просто классный, а уж отличный конвеер в такой ветер на таком самолете - респект и уважуха!

Я лечу перед основными конкурентами, поэтому на меня ничего не давит. Но на старте схватываю дикий мандраж. Движки не подкачали и мы очень шустро выкатываемся на исполнительный. Взлетаем… ооооо… вот это ветер, так ветер. Восьмерка ужасно размывается, нас сдувает и приходится ходить на очень больших углах атаки. Самолет пухнет и приходится дополнительно тримировать. Но зато скорость модели очень копийная. Пролет по прямой сделали неплохо, во всяком случае ниже и ровнее чем другие участники. На бомбометание зашли с ошибкой и промахнулись, замешкался с поиском тумблера, поскольку на элеронах нужно было постоянно висеть.Сами бомбы, за исключением одной-двух ушли копийно, горизонтально, без кувырков.

Завалили конвеер. Обидно до ужаса. Все что угодно, но не конвеер. Это мой конек, визитная карточка, я делал его столько раз, что колеса сносились. Я бы не отказался от него даже если бы дул такой-же боковик. А тут… И это в программе, где все элементы расставлены в нужном порядке контролируют друг друга, каждый маневр является пристрелочным-проверочным для следующего. Я же прекрасно видел, что на посадочных закрылках нас просто сдувает и подкидывает. Зачем я их полностью выпустил на конвеер – ума не приложу. Вообщем козел получился знатный, даже стойку погнули. На посадке я это учел и в целом сели неплохо. Без блеска и лоска, но в целом удачно.

Полет мустанга не видел, давал интервью телевизору, но чувствовал спиной, что летает низко и рядом. Ультимат все делал неплохо, но размещение фигур сильно смещено вправо и высоты ну неприличные для пилотажного прототипа.

Понравилось как летал Грипен. Наверное возьму себе такой как тренировочный самолет “на каждый день”.

Миг 29 слетал просто обалденно, зажигательно, борзо, и тд и тп.!!!! Вдохновенный полет!!!!

Едва дождавшись окончания гигантов, летим в моделку выправлять стойку. Полностью не удалось, но летать можно. Приехали уже под конец соревнований, поставили, проверили- все убирается, покатались, потримировались. Решили, что раз уж обещали ночные полеты, то полетим и пофиг ветер. Бегом в темноте собираю Фанту, народ подтягивается, 50 грамм согревочных дают о себе знать и ловлю кураж. Вроде народу понравилось.

Утром три раза прохожу мимо стенда с очками, но смотреть на это нет никакого желания.

Когда подготовительная суета утихает, любопытство берет верх – и я очень удивился столь высокой оценке за первый полет.

Ветер чуть стих – мустанг летит очень хорошо, но чувствуется волнение пилота, обратный полет пролетел по диагонали, на посадке перелет. Потенциал этого самолета и пилота огромный, просто немного переволновался.

Ультимат серьезно подтянул полет, все так ровненько и заметно ниже, но все фигуры сильно правее. Штопор был сделан просто классно, но опять же – у самого правого края прямо напротив нашего бокса. Посадка с небольшим козликом.

Переглядываемся с Шуриком – теперь все зависит только от нас самих и ни от чего больше.

На втором полете никакого волнения, но стойка зараза почему-то не убирается, пробую повторно – никак. Опять куда-то улетели на сброс груза, да и один парашют не раскрылся.

Конвеер – неплохо, но слишком быстро опустили нос. Пролет на минимальной – во второй половине упали ниже метра, это было зрелищно и эффектно , пусть даже в ущерб оценке. Посадка так себе, на троечку.

Спасибо Лапшеву – он стоял где-то рядом и после полета подробно указал мне на ошибки, это очень ценная информация, в дальнейшем учту. Также поделился новостями, что со следующего года будет ограничение на количество раз призеров-моделей в полукопиях. Честно говоря – это не было ни сюрпризом, ни неожиданностью. Определенный алгоритм вытеснения или отдыха должен присутствовать в любительских классах в том или ином виде. Вопрос лишь куда кого и как вытеснять, чтобы не было несуразиц. Да и в принципе на будущий год у меня запланирован новый проект.

Остаток дня любовался полетами МиГ-29 и Тайгеркэта, самолета-сундука, а также размышлениям – порубят нас за неубранную стойку и нераскрывшийся парашют или нет. Получаю полетный лист и вообщем-то становится ясно, что наверняка победили. Перед награждением конструктивно разговариваю с судьей Прохоровым и получаю подробные разъяснения своих ошибок, а также разъяснения как правильно делать взлет, где нужно отрываться, где нужно убирать шасси, как делать бомбометание, на какой скорости, куда кидать бомбы. Правда, как груженный бомбер должен делать фигуру снижение 360, за который он мне влепил 6, я так и не понял. Ну не летит самолет на минимальных постоянных оборотах и тем более против ветра. Как держать обороты постоянными чтобы не рухнуть в конце и одновременно продираться сквозь ветер вначале, и при это держать одинаковый темп снижения?????... Вообще обратная связь – это ценнейшая информация и было бы неплохо, чтобы после соревнований все-таки вышел бюллетень с разъяснением основных ошибок пилотов и рекомендациями.

После награждения и фотосессии, прыгаем в машину и потихоньку едем домой, обсуждаем соревнования. Впечатления разные. Да, радость, что победили, что не зря столько парились и жгли горючку. Да, двукратная победа это признание мастерства. Но в то же время отдаем себе отчет, что слетали мы далеко не лучшим образом, и если бы за пультом мустанга или ультимата был бы скажем победитель 2007 года Сёмин, или Прокофьев привез бы свою Экстру – соревнования бы запросто продули.

Попутно обдумываем и прощупываем дальшейшие пути своего модельного развития с учетом возможных новых положений в полукопиях. Кое- что интересное надумали, но это уже другая история…









Богаутов Денис
Материал предоставлен магазином amocs.ru

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru