Чемпионат по кордовым моделям самолетов в Мадриде
Добрейший всем денёк!
Пишу очередной отчёт о соревнованиях. На сей раз в стольном
граде, что Мадридом зовется...
Пригласили меня, я и не отказывался. Правда, как всегда,
случилось - толи помутнение рассудка, толи ещё какая ерунда,
только за месяц до соревнований, когда надо было усиленно
летать, я почему-то «вцепился» в изготовление резервной модели...
Наверное, я всё-таки «псих» - нервы заплясали и надо было
куда-то энергию деть – времени куча (сижу без работы), летать
не получается – ветер 8 м/сек и выше, так я «нашёл»...
Однако закончить не удалось, поехал со старым тренером в виде
резерва, но ввиду отсутствия необходимости, я его никому не
показывал – уж больно страшный. Я на нём за день до поездки
пытался полетать в ветер - хоть какая-то тренировка. Благо
установлен на нём мотор WEBRA 50 (8 «кубов») с чуток заниженными
фазами, и винт трёхлопастник, изготовленный по чертежам В.
Саленека (статья про спортивную F2B). Так вот, тренеру этому,
как бы мягче сказать, ветер «по барабану»...
Полетал, покрутил, как мог, сломал винт, но успокоился – раз
что-то получается на тяжёлом самолёте и в сильный ветер, то
можно хоть на что-то надеяться...
Поехал. Предварительно изучив все разъезды по имеющимся картам,
интернету, спутниковым фотографиям, отважился доехать и найти.
Только не тут-то было – всё уже успело устареть... Но не зря
говорят – язык до Киева доведёт! Подсказали, сориентировали
и загнали меня под землю – там оказывается сделаны большие
туннели, по которым, достаточно легко, можно выбраться там
где надо. Я минут сорок куда-то там ехал, стал было думать
о жизни червей, но, выехав на поверхность, оказался прямо-таки
рядом! Везёт же дуракам... - это я о себе так думал, позже,
когда рассказывал испанцам, как я добирался, на меня смотрели
с каким-то странным видом – первый раз в Мадриде и не сгинул
в туннелях?!!!
Место-то какое! Куатро виентос! Известнейший аэродром – там
и военные и гражданско-спортивная авиация, целый комплекс
для времяпровождения с авиационным уклоном.
Кордодром, как входишь – направо, прям у входа. В обычные
дни используется под стоянку машин – их столько, что деваться
некуда, и собственно, по рассказам тамошних авиамоделистов,
он, кордодром, ещё и живёт-то только потому, что выполняет
две функции. Но, это настоящий кордодром! Всё как положено
– и круги разрисованы, и сетка и место для проверки корд,
и озеленённый закуток для отдыха...
Всё чин-чинарём, кроме погоды – не зря видать, место расположения
аэродрома зовётся «Куатро виентос» - «Четыре ветра», ветерок
дул не шуточный – метров 8-10 сек! И без каких-либо намёков
на то, что он угомонится.
Народ собрался, кто с чем – в пилотаже собирались выступать
аж 14! человек - для Испании это очень не мало. Конечно, соревнования
«Опен Куб», проводимые в Испании, собирают гораздо больше
моделистов, но такое количество желающих выступить, говорит
о возрождении интереса к кордовым моделям.
Не могу не капнуть «ложку дёгтя» - и вправду, радиомодели
штука очень интересная, но не позволяет, столь чётко оговорить
все детали проведения соревнований. Поэтому люди, насытившиеся
бесцельным болтанием по небу, вновь обращают свои взоры в
сторону ограниченного пространства, где с меньшими затратами
и меньшими усилиями, можно провести настоящее спортивное состязание.
Да и увидеть проще – где мастерство, а где халтура.
Короче, день субботний выдался не для соревнований. Но ничего,
организаторы из положения вышли с честью – нажарили на углях
целую кучу купат, сосисок, кровяных колбасок, пива в бочонке
со льдом «подогнали»..., никто не сокрушался по поводу ветра,
тем более что на воскресенье прогноз был прекрасный. Решив,
общим собранием единогласно, перенести старты на воскресенье,
спортсмены превратились в дегустаторов...
После обеда, по прошествии осоловелости, народ занялся полётами
на маленьких моделях – здесь в моде, помимо изготовления и
выступления на моделях классифицированных ФАИ, постройка маленьких
тренировочных моделей с контурным фюзеляжем с моторами 2,5см.куб.
Соревнования устраиваются «между соревнованиями» – на каждом
из сборищ, стараются удержать в воздухе, одновременно в одном
кругу, возможно большее количество моделей. В Мадриде удалось
летать, одновременно шести моделям. Сделано было два полёта,
или лучше сказать две попытки, обе удачные. Правда, надо сказать,
модели, оставляют желать лучшего – не планируют на посадке
– плюхаются на землю – то ли площадь несущая мала, то ли тяжёлые
до нельзя. В воздухе смотрелись прекрасно, а после касания
земли, большинство переворачивалось и валялось на асфальте
кверху брюхом...

Привезли даже такой самолётик с мотором КОКС 0,3 см.куб.
Почти карманный, ещё б чуток поменьше и можно было бы носить
в виде значка. Его в воздухе не демонстрировали по причине
ветра, а на второй день было уже не до него...
Это я.
После семи вечера, разбрелись кто куда – местные по домам,
иногородние по гостиницам. Мне помогли организаторы – позвонили,
договорились, пристроили. В центре небольшого города «Пинто»,
что под Мадридом, в пансионате.
На следующий день выехали на кордодром аж в пол седьмого!
Надо же отлетать три тура, при 14 участниках – достаточно.
Что творилось в зоне отдыха комплекса, мы так и не узнали,
только вечером, когда мы отправлялись на отдых, народ всё
прибывал и прибывал..., с утра же, нам пришлось убирать с
кордодрома две машины, оставленные хозяевами, «по состоянию
здоровья». Одна оказалась незакрытой – откатили без проблем,
а вторая, оставила след своих заторможенных колёс на асфальте.
Правда, владельцы не возмущались, как смогли быть «в состоянии»,
забрали свои автомобили.
Старты начались в 9.
Представленные модели, можно разделить на четыре категории
- две модели с двигателями, работающими с резонансной трубой
SV12, три, производства Яценко, две старинных, шестидесятых
годов, изготовленные по канонам того времени, остальные –
самодельные по известным чертежам. Исключение мой самолёт
– один, полностью своей разработки. Моторы – Дискавери, СуперТигр,
МВВС.

Первый тур, практически у половины соревновавшихся, был неудачным
– одни грешили на моторы, другие на, изменяющий направление,
ветер, мне повезло – ветер дул практически в одну сторону,
в противоположную от солнца. Отлетав, скажу, что разница в
высоте – Мадрид находится на 640 м выше над уровнем моря,
ощутима – воздух более разряжён и суше. Модель летит, но не
так. Как именно, объяснить трудно, скорее, надо просто приноровиться
к её поведению. К мотору претензий нет – 5% нитрометана сделали
своё дело, а вот винт желателен другой – чуток пошире лопасть,
чтоб как «большая совковая лопата» грёб разряжённый воздух...
Но в принципе, не страшно.
Что меня здорово удивило – это непонимание многих соревнующихся,
а это мужики за 35, элементарных основ теории полёта. Изготовитель
апельсиново-серого самолёта, не может посчитать площадь крыла...
- говорит, что мол с цифрами не дружит.

Второй тур прошел, как и первый - без дров, ровненько. Единственное,
что во время тура, над аэродромом стали выполнять показательные
полёты настоящие самолёты. Естественно, большая часть внимания
переключилась на них. Пока я летал, в воздух поднялся СУ26
и начал выполнять фигуры пилотажа, настолько захватил внимание
всех присутствующих, что после посадки моей модели, не нашлось
человека, который помог бы освободить кордодром... Модель
моя, остановилась, я стал смотреть на народ, а народ, ощетинившись
объективами фото и видеокамер, глядит в небо, в том числе
и судьи... Затем прозвучала команда – после полёта СУ26, на
старт вызывается...

По окончании тура – святое в Испании дело – обед и сиеста
(послеобеденный сон). Вновь бутерброды, пиво, кола, кофе –
всё вошло, кстати, в сумму стартового взноса.
В пол пятого, начали последний тур. Треть народа уже разбежалась
– те, кто из других городов и должен идти в понедельник на
работу, естественно должны были ехать. Оставшиеся, пообедав
и покемарив, продолжили.

На мой взгляд, всё отлетали так как могли – не хуже и не
лучше, однако произошло существенное перемещение в таблице.
Двое, в течении одного дня, сумели набрать на 150 очков больше
в третьем туре, по сравнению с первым – был показан образец
воли и умения концентрироваться! Столь сильная воля к победе,
позволила невооружённым глазом наблюдать дрожь в руках – самолёт
какой-то дёрганый был...
Я так не умею – может «мордой не вышел», может фамилией. Отлетал
ровненько, во втором туре чуток лучше (эт когда Сухой в небе
упражнялся...) и занял только 7е место (после первых двух,
был четвёртым), но это не главное, главное как говорят – не
выиграть, главное участвовать. А поучаствовал я хорошо – тряска-то
в руках проявилась у представителя клуба «Аэросафа» из Ваядолида,
того самого, что в прошлом году, Чемпионат Мира проводил...
Заставить противника нервничать – это уже не мало!
Как известно, самая лучшая тренировка, это соревнования. Вот
я и выяснил для себя, очень важный момент – важно прибыть
за день до начала соревнований и выспаться – впредь не выступать
«с колёс» - сам увидел, ощутил. Видать старый стал, ленивый...
Александр Котенёв
Обсудить на форуме
|