AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Двигатели > Самодельный радиокарбюратор (C)

Самодельный радиокарбюратор (C)

Канал переменного сечения

Теперь вернемся к операции по выполнению канала переменного сечения на поверхности поворотного дросселя. Но сначала разберемся, для чего вообще нужен этот канал, и как, в принципе, он должен работать.

В статье "А вместо сердца..." я достаточно подробно описал принципы оптимального смесеобразования. Главное в этом процессе - обеспечить постоянство соотношения топливо/воздух на всех режимах работы двигателя. Очевидно, что любое приращение (как положительное, так и отрицательное) количества всасываемого карбюратором воздуха, должно сопровождаться таким же приращением количества подаваемого в двигатель топлива. Казалось бы, этого можно достичь, добившись жесткого и синхронного соответствия изменений проходных сечений воздушного и топливных потоков. Но это - в тривиальном случае. На практике же, целесообразнее при закрытии дроссельной заслонки чуть обеднять смесь, а при ее открытии - несколько обогащать относительно теоретически оптимального ?=1. Такое регулирование позволит получить большую приемистость двигателя при добавлении газа, и меньшую инерционность при его сбрасывании. Кроме того, очень желательно иметь еще и линейную зависимость оборотов двигателя от угла поворота дроссельной заслонки.

На первый взгляд - ничего сложного. Но это далеко не так.

Давайте сначала рассмотрим только расход воздуха, не принимая во внимание топливо. Расход воздуха, в зависимости от оборотов двигателя зависит нелинейно. В первом приближении эту зависимость можно охарактеризовать как близкую к квадратичной. Следовательно, при линейном движении ручки газа площадь проходного сечения воздушного диффузора должна увеличиваться по квадратичному закону. Но при использовании поворотного дросселя с круглым сечением воздушного канала получается почти линейное изменение площади этого канала от угла поворота дросселя. Только в самом начале открытия дросселя (в диапазоне от 0 до примерно 1/3 хода ручки газа) имеется явно выраженная нелинейность, напоминающая экспоненту. А для того, чтобы мотор эффективно "ходил" за ручкой газа, нужна как раз обратная зависимость! Но здесь, как говорится - "что выросло, то выросло", и с этим придется смириться, а при оптимизации параметров переменного топливного канала (жиклера среднего газа), придется учитывать описанную выше зависимость изменения проходного сечения карбюратора "по воздуху".

Рассмотрим теперь упрощенную модель топливной системы, точнее - только той ее части, которая принимает участие в дозировании топлива на переходных режимах работы двигателя. Для простоты рассуждений будем считать, что топливный канал переменного сечения выполнен не на цилиндрической поверхности поворотного дросселя, а на поверхности плоской пластины, и в любом сечении по своей длине имеет форму равностороннего треугольника. Глубина этого канала (канавки на поверхности нижней пластины), на какой-то длине, линейно изменяется от 0 до ~1,2 мм. В самой глубокой точке канавки просверлено вертикальное отверстие диаметром 1,2 мм, по которому топливо подается в трубку питателя (находящуюся у реального карбюратора в воздушном диффузоре). Сверху пластина с канавкой закрыта еще одной пластиной, в которой так же просверлено вертикальное отверстие диаметром 1,2 мм, по которому вниз (к каналу переменного сечения) подается топливо от главного топливного жиклера (иглы большого газа). Верхняя пластина может перемещаться по одной координате так, что подающее отверстие смещается вдоль канавки.

Очевидно, что когда вертикальные каналы, просверленные в обеих пластинах, будут находиться точно один над другим, пропускная способность всей этой системы будет максимальной, а количество подаваемого в питатель топлива будет определяться исключительно настройкой главного топливного жиклера (иглы большого газа). Если же верхнюю пластину несколько сдвинуть вдоль канавки (как это происходит при повороте дроссельной заслонки), то проходное сечение между верхней и нижней пластинами станет меньше (за счет уменьшения глубины канавки в точке сопряжения каналов), и количество подаваемого в питатель топлива уменьшится. Кроме того, несколько увеличится общая длина топливного потока, что тоже в некоторой степени снизит общую пропускную способность системы.

Канавка на поверхности дросселя выполняется в токарном станке, резьбовым резцом. Цилиндрическая заготовка дросселя, после того, как в ней будут просверлены все необходимые отверстия, зажимается в патрон станка с осевым эксцентриситетом ~ 1,0-1,5 мм. Для этого просто под одну из губок патрона подкладывается пластинка необходимой толщины. Заготовку при этом нужно сориентировать в патроне так, чтобы губка с подкладкой оказалась диаметрально противоположно от отверстия, по которому топливо будет подаваться к питателю. Разумеется, необходимо принять меры для того, чтобы не повредить цилиндрическую поверхность дросселя.

После того, как заготовка будет выставлена и слегка зажата в патроне, устанавливаем резец так, чтобы он был точно напротив отверстия топливного канала. На минимальных оборотах шпинделя подводим резец к вращающейся заготовке. В момент касания (оно должно быть непосредственно у отверстия канала), выставляем нониус поперечной подачи резца в "0", а затем углубляем резец еще примерно на 0,9 мм (размер для большого карбюратора). На поверхности дросселя должна образоваться серповидная канавка, охватывающая деталь на 1/2 - 2/3 длины окружности. Наждачной бумагой-нулевкой слегка шлифуем поверхность дросселя в том месте, где работал резец (для удаления возможных заусенцев). Эти операции можно выполнять как до, так и после анодирования поворотного дросселя.

Описанная методика выполнения канала переменного сечения довольно условна, и настраивая карбюратор под конкретный двигатель, скорее всего, придется дополнительно поработать мелким треугольным надфилем, доводя геометрию канала до требуемых параметров, углубляя или расширяя канал вдоль его длины. Поэтому первоначально канавку стоит сделать несколько меньшего сечения по всей ее длине.

Сборка карбюратора не имеет каких-либо особенностей, главное - не применять больших усилий и исключить попадание грязи в каналы карбюратора и между его сопряженными деталями.

И.В. Карпунин (aka Glider)

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2022 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.