AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Двигатели > FZ Yamada 63s & Oxalys 50

Обкатка и эксплуатация японского микродвигателя FZ Yamada 63s
и немного об легендарном пилотажном самолете Oxalys 50

 

О калильном моторе FZ Yamada 63S

И вот в руках у нас знаменитая Yamada и не важно новая он или б./у. перед первым запуском рекомендую сделать следующие:

  • проверить зазоры клапанов, они должны быть по 0,1 мм каждый (настраивать не спеша).
  • продуть жиклёр карбюратора, если всёж мотор б./у. стоит предварительно сфотографировать положении регулировочного винта, аккуратно разобрать и промыть топливную помпу керосином;
  • проверить направление работы "по стрелке" обратного клапана – это важно!

калильном моторе FZ Yamada 63S

Я противник всяких обкаточных стендов - коллеги это лишний посредник! Итак, ставим мотор на модель, внимательно собираем топливную систему «тупо по инструкции» и помните всегда:

  • -Yamada никогда не заведётся, если неправильно собрана топливная система.
  • Yamada никогда не заведётся, если не создано рабочее давление в топливной системе.
  • Yamada может работать и свечах 4т других производителей, но тогда не ждите устойчивых ХХ.

Топливо рекомендую всегда мешать самостоятельно:

  • нитрометан = 20% закупал "культурно" в специализированном магазине г. Москва,
  • метанол = 60% брал "не культурно" прямо с завод г. Луга (канал поставки уже прикрыт);
  • масло Motul micro 2т = 20% деликатно "заказывал" у официального дилера (очень редкая позиция).

Рекомендую ставить Xoar 13х6, заполняем топливный бак, заводим! Заводим именно так, как написано в инструкции: открываем полный газ, крутим стартером 3-4 секунды (создали рабочее давление в топливной системе). Затем прикрываем заслонку газа до чуть выше ХХ, подключаем свечной накал и опять крутим стартером 2-3 секунд – все мотор завёлся! Катаем мотор по 3-5 минут диапазоне в 3000..4000 оборотов на богатом топливе (главное Yamada не перегревать)!

За время обкатки выявляется 2-3 косяка по сборке модели – устраняем по возможности сразу!

Далее немного прикроем подачу топлива (крутим топливный винт карбюратора против часовой стрелки) – начинаются появляться приятные перегазовки. Я предполагаю Вы уже имеет опыт с ДВСами (Yamada не любит слабаков и дилетантов - этот мотор с характером), итак:

  • Даём полный газ, выходим на максимальные обороты в диапазоне 7200…7400 (смотрим чтоб мотор не был обеднён), проверяем переходные обороты, настраиваем ХХ механически ограничивающий болт существует как раз для этого.
  • Глушим и смотрим: капает ли топливо (подкапывает ли) из воздушного дефузора карбюратора?

Если «Да» то немного при-закрываем регулировочный болт топливной помпы.

Задача у нас с Вами "поймать золотую середину": хорошие максимальные (смотрим по тахометру), неплохие переходные, устойчивые ХХ (смотрим обязательно по тахометру) и при глушении Yamada топливо не должно подкапывать из карбюратора.

Всё модель готова, нужно обязательно закурить сигарету (ещё раз мыслями пробежаться по сборке и настройке модели в целом), обязательно сходить по маленькому - это правило Питерских моделистов № 1, включаем борт, проверяем ещё раз все настройки и в небо!

Первые полёты делаем без больший запросов по пилотажу. Лучше сразу ставить 2 режима газа: "посадочный от ХХ до 80%" и "полётный от 10..12% до100%".

Далее, как обычно - триммируем модель, мне удобно начинать с элеронов, затем элеватор и в финале руддер. Нужно привыкнуть к отклику мотора на движения стика газа (отличается да ещё как от 2т). В конце полётного дня проверяем тягу Yamada на вертикалях, обратных петлях и других силовых фигурах. Важно внимательно проследить и постараться запомнить цвет и объём выхлопных газов, а также приёмистость и скорость модели (это нам пригодится завтра).

После каждой посадки и глушения двигателя, проверяем наличие возможного подтекания топлива, если – нет то это замечательно! Если всёж есть - т.е. существующее давление топливное системы «продавливает» пружинку топливной помпы – нужно ещё чуть болт подзакрутить и опять выполнить п. 6.

После успешного выполнения пунктов 6 и 7 я бы рекомендовал закончить 1-ый обкаточно/полётный день. Пилот должен отдохнуть, переварить положительные эмоции, наконец вмазать "стакан" коньяка, а заодно дать модели переспать с новыми успехами и настройками. По окончании каждого полётного дня обязательно стравливайте давление из топливной системы и не забывайте про "Мистер Мускул" зелёного цвета - отмывает модель замечательно!

На второй полётный день, делаем следующее:

  • Обязательно 1-ый вылет для проверки вчерашних результатов существующих пунктов 6-7 (всё ли так летит и работа как вчера)?... если «Да» то делаем тонкую настройку Yamada которая добавит нам ещё 8-10% мощности от существующей.
  • перед 2-ым вылетом прикрываем «чуть-чуть» регулировочный винт топливной помпы. Полетели - что изменилось?.... модель полетела резвее?....дым стал чуть меньше? – замечательно! Летаем и наслаждаемся.
  • перед 3-им вылетом ещё прикрываем «чуть-чуть» и опять проверяем в небо. Финал нашей до-настройки будет после 2-3 вылета - это чуть заметное понижение мощности Yamada, полёт станет вялый. Вы спокойно сажаете модель, возвращаете положение винта в предшествующее значение – всё настройка завешена! Сезон летаем смело и радуем коллег «сладковатым запахом» травяного Motul micro 2т!

Подведем итог:

- За 2 полётных дня мы спокойно добились следующего: минимум дыма из глушителя, максимальные обороты вплоть 7800 (больше не стоит, это более чем для 4т), отличные переходные и ХХ, а так же хорошая приёмистая мощность (как на дизельном автомобиле) и особенно нас впечатлила тяга на затяжных вертикалях.

- Оптимальный общий (полётный) вес модели с FZ Yamada 63s должен быть в диапазоне 2500…2600 гр. Можно проверить тягу в статике, например с деревянным винтом Xoar 13х6 она в районе 4…4,2 кг. - заветный коэффициент тяговоружности 1,6 -1,7.

- Для консервации двигателя в Зиму используйте обычный керосин, а каждый Весной проверяйте зазор клапанов и целостность/чистоту топливной системы.

P/S

В настоящее время "Осень 2015 г." я уже не занимаюсь калильными моторами – дорогое топливо, увесистый набор вспомогательных инструментов, модель всегда в масле, уровень личных запросов стал выше и уже наступила Эра качественных бензинов: 3W, OS Max и конечно же DA.



Легендарный Oxalys 50 в паре с Yamada

Теперь немного о модели, которая таскала Yamada - это легендарный Oxalys 50.

Cтильный и красивый пилотажный F3A самолёт производство от Kyosho (Япония), применена лёгкая и прочная бальза, хорошая по качеству плёнка Oraсover.

это легендарный Oxalys 50

Модель предлагалась в единственной раскраске, которая отлично смотрелась в нашу Питерскую сырую облачную погоду. Эта пилотажка с нашей Yamada чётко ходила за стиками, прощала косяки по управлению.

По характеру несрывная, мне она больше нравилась (раза этак в 3) чем хвалёный всеми WindS 50 E. Когда управляешь этим аппаратом он не кажется маленьким в удалении 50—70...100 метров, послушно держит заданный курс, хорош и предсказуем на посадочной глиссаде и даже в ветер.

По стилистике полёта я бы сравнил его с легендой Europa Pro от Сергея Данилова.

За 2 полётных сезона обнаружил всего 2 заводских недочёта:

  • Не разборная конструкция консолей крыла, как следствии: затруднена логистика и установка/съём крыла в полевых условиях (крайне не удачный монтаж - демонтаж крыла).
  • Слабая стойка крепления шасси, выполнена из 2-х мм. фанеры – рекомендую сразу усилить (с обратной стороны, место позволяет).

Итог:

Вот бы сейчас продавались такие модели (покупал в 2008 г. за 6500 рублей), взял бы не раздумывая как дежурную тренировочную электричку под LiPo 5S 3300 - которые в перспективе могут перейти на первый полноценный F3A.

 

Максим Клен

 

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.