Эрзац-топливо для
калильных двигателей моделей самолетов.
Что делать, когда не можешь достать метанол? Выкручивайся.
Многие авиамоделисты, находящиеся в отдалении от "авиамодельной
цивилизации", вынуждены оставить мысль о полетах.
Не
стоит опускать руки. Ниже приведены рецепты некоторых составов
эрзац топлива, для производства которых достаточно сходить
в ближайший магазин хоз. товаров. Проанализировав и поэкспериментировав
над составом топливных смесей, мне кажется, можно оживить
модельный мотор.
Рецепт №1
Техническая комиссия в составе пяти человек (инструктор по
авиационным видам спорта, заместитель председателя городской
федерации авиамодельного спорта, инженер по летательным аппаратам
и инженер-патентовед) провела испытания топлива для двигателей
с калильным зажиганием, предложенного Н. Голубевым и В. Ивушкиным.
Испытания проводились на серийном микродвигателе «Радуга-7»,
выпускаемом в Перми.
Испытания показали:
- двигатель хорошо запускается (в подавляющем числе испытаний
на запуск уходило менее 1 мин, примерно в половине случаев
двигатель был «холодным»);
- при отключении источника питания от калильной свечи двигатель
продолжает устойчиво работать;
- максимальные и минимальные устойчивые обороты вращения
коленвала со стандартной нагрузкой (воздушный винт 250х150
мм) находились в интервале 1000-12000 об/мин, что полностью
удовлетворяет паспортным данным двигателя для топлива, состоящего
из 1 части касторового масла и 3 частей этилового или метилового
спирта;
- двигатель непрерывно работает без заклинивания до 10 минут;
- испытания двигателя проводились в самом широком диапазоне
температур окружающего воздуха в процессе испытаний двигатель
в общей сложности проработал 4 часа. Дальнейшие испытания
не проводились, так как двигатель отработал паспортный ресурс.
Испытания двигателя проводились в самом широком диапазоне
температур окружающего воздуха и влажности (вне помещения).
Выводы
- топливо предложенного состава работоспособно;
- серийный двигатель на нем работает устойчиво, без снижения основных характеристик;
- предложенное топливо нетоксично, доступно, по розничным ценам дешевле спиртового;
- рекомендовать топливо для использования в технических видах спорта.
Компонент и процентное отношение:
Бензин (марки А-76 или АИ-93) - 26%
Ацетон - 8%
Растворитель для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81 или
ТУ 205 11.269-80) - 53%
Масло минеральное (марки АС-8 или МС) - 13%
Рецепт №2
Немного о создании нового топлива и о причинах, побудивших
нас заняться поисками новых составов «горючки» для калильных
микродвигателей моделей самолетов.
Работая в лаборатории авиамоделизма, мы поставили перед собою
задачу найти состав из доступных компонентов, позволяющих
эксплуатировать «калилки» без изменения их конструкции. Изучение
технической литературы и аналогичных видов топлива позволило
выявить более десятка подходящих веществ и приблизительно
определить возможное процентное содержание из в будущем горючем.
Дальнейшая работа носила экспериментальный характер. Было
опробовано свыше 50 различных составов.
Результаты пробных запусков 2,5-кубовиков положительны. Работа
на предложенном топливе отличалась лишь повышенным дымовыделением.
Перегрев не наблюдался, ресурс калильных свечей аналогичен
ресурсу на спиртовом составе. Испытания на ресурс самого двигателя,
к сожалению не проводились, так как главной целью была отработка
состава для пилотажного мотора.
При наработке ресурса «Радуги-7» 30% запусков были осуществлены
с маслом МС-20, остальные – на масле АС-8. результаты одинаковы.
В учетом трудностей обеспечения авиационным маслом марки МС-20
можно смело рекомендовать легкодоступное автомобильное АС-8.
Сообщаем еще один аналогичный рецепт топлива. По сравнению
с уже предложенным, он имеет ряд преимуществ. Это более плавная
регулировка оборотов двигателя (что немаловажно как для пилотажников
- кордовиков, так и для всех, у кого мотор оборудован управляемым
карбюратором), дымовыделение меньшее, чем даже у спиртовых
составов, упрощенное соотношение компонентов.
Компонент и процентное отношение:
Скипидар - 30%
Ацетон - 10%
Растворитель для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81 или
ТУ 205 11.269-80) - 40%
Масло минеральное (марки АС-8 или МС) - 20%
Обсудить на форуме
|