AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Модели > Электрические 3D модели

Электрические 3D модели самолетов 30е класса
30е: 3 или 6 банок?

Введение

Наверняка каждый, кто озабочен выбором хорошей пилотажной/3D модели рано или поздно обращает внимание на самолеты класса 30е.

Что это такое?

Как правило, это электролеты облегченной бальзовой конструкции с размахом крыла 1200-1400 мм и рекомендованным полетным весом 1250-1500 г.

Чем же они привлекательны?

С одной стороны, это уже не пенолеты и не паркфлаеры. На городских площадках эти машины смотрятся весьма внушительно как на земле, так и в воздухе. С другой - их хозяева могут по-прежнему наслаждаться всеми прелестями беззаботной жизни "паркового электролетчика", а именно:

  • умеренные габариты модели не создают особых проблем при транспортировке и домашнем хранении;
  • можно летать повсюду, в городской черте и за городом;
  • "кайф электрички" - не нужно никакого стартового оборудования и ГСМ. Передатчик на шею, батареи в карман, самолет на заднее сиденье и поехал подлетнуть после работы, перед футболом;
  • наличие на рынке довольно большого разнообразия ARF'ов, в том числе от именитых разработчиков и производителей, очень качественных с феноменальными пилотажными качествами;
  • недорогая комплектация. И это тот случай, когда дешевый не значит плохой!

Просто конструкция и ТТХ этих моделей не подразумевают использования дорогостоящих компонентов (большой мотор, высокоамперный регулятор, многобаночная батарея и т.д.), из-за которых большие электролеты быстро перегоняют в цене ДВС, часто делаясь с какой-то точки зрения бессмысленными. По этим причинам даже владельцы бензиновых гигантов не прочь иметь в своем ангаре такой аппарат.

Однако, факт демократичной комплектации, пожалуй, наиболее радует. Попробуем разобраться, что предлагают нам производители. Вот несколько примеров:

Ссылка, Ссылка, Ссылка, Ссылка

Как видно, почти все модели как будто созданы под одну и ту же силовую установку: мотор Hacker A30 10XL, 40-амперный регулятор, аккумулятор 3S 2500mAh (или аналог каждого из этих компонентов)

Мой опыт

Этим летом я приобрел вот такой самолет и скомплектовал его, как было рекомендовано: мотор Hacker A30 10XL, на который навесил винт APC 14х7E регулятор Hacker X-40 и 3S1P аккумулятор 2100 мАh от Пилотажа.

Масса аппарата после сборки получилась 1450 г, статическая тяга с винтом 14х7 2,7 кг. Однако полетное время с одним аккумулятором 2100 мАh составляло всего 4-4,5 минуты. Тогда было принято решение использовать сборку из 2-ух таких же аккумуляторов соединенных параллельно. При этом, масса самолета возросла до 1590 грамм, продолжительность полета возросла до 8 минут.

Вопреки ожиданиям утяжеление почти никак не сказалось на пилотажных качествах модели. Нагрузка на крыло осталась приемлемой для выполнения всех основных элементов 3D на малых скоростях и больших углах атаки.

Однако, счастье длилось не очень долго. Всего около 1,5 месяцев. Теперь все то, что случилось помогают восстановить записи на форуме.

Вчера наконец-то и я убрался. Причем, проделал это, весьма необычным способом: сжег мотор во время висения на высоте 7 метров. Тяга внезапно пропала, Хакер А-30 испустил дух - дух горелых обмоток.

Все, что я успел сделать при падении с такой высоты - перевернуть самолет в горизонтальное положение и поднять облачко пыли, шмякнувшись плашмя, на сухой песок.

Почти всю энергию удара приняло шасси. Алюминиевые стойки загнуло назад так, что обтекатели колес пробили обшивку и сломали две нервюры в консолях крыла. Из прочих потерь: треснул 1-ый шпангоут, треснула площадка крепления стоек, небольшие сколы и царапины на капоте. Одним словом, могло быть хуже. Порадовало, что все сервы по-прежнему крутятся - все-таки металлические шестерни рулят.

Итог: самолет на стапеле на пару вечеров. А вот с мотором возни будет побольше. Пока отдыхаем от 3D.

Самолет действительно был отремонтирован быстро. По поводу мотора я связался с Александром (Hivolt) и после длинных бесед с ним наступило просветление! Перегорание обмоток мотора является весьма предсказуемым результатом при использовании такой силовой установки в режимах 3D. Он объяснил, что коль скоро я все равно летаю 2-ух параллельно соединенных 3S1P, то лучше уж соединить их последовательно. Таким образом, полная мощность останется та же, а ток в 2 раза понизится.

Личный опыт Александра также показывает, что вся мотоустановка ведет себя значительно лучше при больших напряжениях и меньших токах: повышается КПД, уменьшается износ, нет риска повредить регулятор или обмотки мотора высокой температурой. Оснований не доверять этим соображения у меня не было. А так как мотор все равно нужно было перематывать, то было решено провести переделку мотоустановки под 6 банок.

Что получилось

Мотор, исходно имевший kV 900, был разобран и перемотан. Новое значение kV 500. Кроме того при намотке использовался более толстый провод, что должно было улучшить КПД и прочие характеристики мотора. Перемотанный мотор установили на самолет с винтом APC 13х6,5. 2 аккумулятора 3S1P 2100 mAh соединили последовательно. Регулятор был перепрограммирован под 6 банок, на него был напаян внешний импульсный BEC 3-5А. Масса самолета теперь составляет 1600 грамм.

Первые облеты показали следующие результаты:

1. Статическая тяга с винтом 13х6,5 составляет 2,9 кг.;
2. Полетное время - 8 минут;
3. Таким образом, средний ток, отдаваемый батареей составляет порядка 16A.

Сразу после посадки были проведены замеры температуры мотора, регулятора и батарей

Сам полет по ощущениям стал более скоростным и энергичным. На долгих вертикалях не заметно никакого снижения тяги. Висение стало возможным на половине газа.

Выводы

Итак, в результате перехода на 6 банок:

  • увеличилась тяга;
  • улучшилась токоотдача и стабильность в нагруженных режимах;
  • батареи, мотор и регулятор перестали сильно греться.

При этом были сохранены все плюсы класса 30e, описанные ранее.

Благодарности

Хочется сказать большое спасибо Александру Гореславцу (Hivolt) за квалифицированные советы и профессиональную работу над моим мотором. Могу порекомендовать всем!

Также благодарю всех своих друзей и соратников по совместным полетам на площадках в Марьино и Кузьминках. Отдельное спасибо Сергею (Gusha) и Жене (Evgeny), чьи фото и видеоматериалы вошли в этот рассказ.

Максим Махиборода (стрелок-радист)

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru