Обтяжка
Обтяжка применяется комбинированная: лобик обтягивается стеклотканью
на эпоксидной смоле, пространство от лонжерона до задней кромки
- термоплёнкой.
Для обтяжки лобика нужна стеклоткань толщиной 0.1 мм и, как
вспомогательный материал, полиэтиленовая плёнка, используемая
для обёртки продуктов.
Вырежьте куски стеклоткани размером 180х820мм - 2 штуки -
достаточно одного слоя. На ровной поверхности, уложите полиэтиленовую
плёнку и закрепите её кусочками липкой бумаги. Поверх уложите
стеклоткань. Подготовьте смолу и пропитайте ею стеклоткань,
излишки смолы удалите шпателем. НЕ наносите смолу на пенопласт!
Отклейте бумажные фиксаторы и вместе с полиэтиленом наложите
стеклоткань на лобик (естественно стеклотканью к пенопласту).
Старательно разгладьте стеклоткань так, чтобы не оставалось
никаких складок и пузырей. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Стеклоткань должна
прижиматься к полке лонжерона и немного - 7-10мм накрывать
полки нервюр, а также покрывать законцовку. В центроплане
несколько - 8-10мм захватывать лобик второго крыла. Используя
бумажную липкую ленту, приклеивая её к краям плёнки и задней
кромке крыла, натяните плёнку. При этой операции, её следует
выполнять вдвоём, необходимо следить и выправлять возможные
перекосы крыла. Когда смола отвердеет, удалив бумажные фиксаторы,
снимите плёнку. Стеклоткань между нервюрами следует удалить.
Таким же образом обтяните лобик второго крыла.
После того, как связующее отвердеет, необходимо в центроплане
наклеить усиливающую обшивку - я изгибал, распаривая в кипятке,
миллимертровую фанеру, но можно сделать эту часть из мебельного
шпона, наклеив на смоле три слоя, слои вдоль размаха.
Пространство от лонжерона до задней кромки, обтяните термоплёнкой
- технология не раз описывалась в разного рода изданиях, поэтому
останавливаться на этом не буду.
В довершение надо наклеить на лобик или термоплёнку с низкой
температурой усадки или прилакировать микалентную бумагу,
тонкую (паутинку) стеклоткань, так, чтобы края этой части
обшивки закрывали собой, шов склейки термоплёнки к лонжерону.
Затем уж по вкусу - хотите красьте, не хотите - как хотите.
Стабилизатор
Стабилизатор, равно как и киль изготовлены из мелкошарикового
пенопласта. Я применил такую технологию: на плиту ДСП превышающую
размерами размеры стабилизатора, по краям, наклеил трубки
диаметром 10мм. Их цель - задать толщину будущей заготовки
стабилизатора, и, в последствии киля. Уложил между направляющих
(трубок) пенопластовый блок, и эл.лобзиком отрезал пластину
толщиной близкой к 10мм.
Вырезав контур стабилизатора и вклеив бобышки под петли,
следует окантовать его рейкой 5х10 из древесины, которая есть.
Не пугайтесь - лишнего веса будет не очень много. Далее, когда
клей (ПВА) высохнет, надо обработать переднюю кромку - закруглить,
все остальные - притупить. После этой операции можно обтянуть
стабилизатор бумагой на эмульсии ПВА. Для тех, кто не знает,
описываю: - ПВА развести водой 1:1, бумагу разложить на ровной,
водостойкой поверхности и размочить водой - бумага должна
пропитаться полностью - это видно по её цвету и способности
легко укладываться - без морщин и отставаний от поверхности
- пока от стола. Между тем, как бумага размокнет, надо нанести
на пенопласт, разбавленный ПВА, затем аккуратно перенести
на него бумагу. При помощи матерчатого тампона, выгнать все
пузыри воздуха и удалить морщины (при этом старайтесь производить
"промакивание", а не "втирание"). Обрезать
бумагу бруском со шкуркой - располагая его под углом 45 градусов
к плоскости стабилизатора. Края, при необходимости, промазать
более густым клеем. Не ожидая когда высохнет бумага, обтянуть
вторую сторону - это не совсем просто, но и не невозможно.
Когда стабилизатор будет обтянут и высохнет, на клею ПВА надо
приклеить фанерные пластины (условно не показаны), усиливающие
центроплан (слои вдоль размаха стабилизатора). Готовый стабилизатор,
как уже говорилось, клеится при помощи смолы на опору в хвостовой
части фюзеляжа.
Киль
Пенопластовая заготовка киля, также как и стабилизатор, после
заклейки бобышек под петли, окантовывается деревянной рейкой.
Затем производятся те же операции: закругление передней кромки,
притупление остальных, обтяжка обоих поверхностей, бумагой.
В довершение приклеивается фанера.
Сохраняя перпендикулярность, сверху на стабилизатор, монтируете
киль.
После высыхания всех склеек, проверьте стабилизатор и киль
на отсутствие круток. Если есть, надо поступить таким образом:
уложить фюзеляж на столе так, чтобы центроплан стабилизатора
располагался горизонтально - выставьте при помощи строительного
уровня и зафиксируйте. Намочите, не касаясь кромок, бумагу,
которой обтянут стабилизатор и, пользуясь тем же уровнем выставьте,
поведённую часть в горизонт, зафиксируйте до высыхания бумаги.
Когда Вы увидите, что круток нет, отлакируйте тремя слоями
паркетного лака, как киль, так и стабилизатор.
Рули высоты
Рули высоты, направления, элероны, конечно же желательно
изготовить из бальзы. Но если её нет, не отчаивайтесь - есть
способ, используя пенопласт и сосновые рейки, изготовить эти
детали достаточно лёгкими и прочными. Делается это так: на
ровной поверхности приклеиваете к пенопластовой заготовке
шириной 40мм, толщиной 7мм и длинной - "с припуском",
переднюю и заднюю кромки размерами 7х7 и 2х2 соответственно.
При помощи булавок, прищепок, струбцин или просто тяжёлых
предметов, прижимаете их к поверхности стола или рабочего
стапеля. После высыхания клея (я использовал ПВА), острым
ножом, а затем шкуркой, надо снять "лишний" пенопласт
до получения трапециевидного профиля размером 7х49х2. Полученный
профиль обтяните крафт бумагой по ранее описанной технологии.
В этом случае надо обтягивать обе стороны сразу - не просто,
зато без бальзы.
Далее, подгоняете детали по длине, не забыв при этом необходимость
вклеивания бобышек - корневые 7х14х50, концевые - 7х3,5х50.
Обработав бобышки под профиль, на корневые надо, захватывая
"тело" отклоняемой поверхности - элерона или рулей,
наклеить фанерные накладки 1х50х70 (ПВА), либо (предпочтительно)
намотать ленту стеклоткани (0,1) шириной 70 - 80мм в три слоя
на эпоксидной смоле.
Петли изготавливаются методом скрутки проволоки - я применял
отожжённую стальную проволоку в пол миллиметра диаметром:
две заготовки длинной по 40мм перегибаются пополам, продевается
одна в другую и, зажав оба конца одной в тиски, оба конца
другой, в патрон ручной дрели, скручивается в один жгут. Затем,
откусив каждый из концов до 10мм от сочленения, получаете
надёжные неразборные петли. Монтируются такие петли в отверстия
диам.1мм на эпоксидной смоле.
Особо следует остановиться на навеске рулей высоты. Много
мнений высказано по этому поводу, много споров, и вообще,
много шума. Я не зря останавливаюсь на этом - я советую, прошу,
умоляю, заклинаю наконец - сделайте так, как я Вам рекомендую.
Поверьте, я в моделизме уже 35 лет и кое-чего "нанаблюдал".
Я ещё раз прошу: навесить оба руля на ТРИ ПЕТЛИ.
Центральная - общая, изготавливается из проволоки 2,5мм и
представляет из себя букву "П", "ноги"
этой самой буквы вклеиваются в бобышки рулей, в предварительно
просверленные отверстия, а "перекладина" обхватывается
жестяной пластиной (пивная банка) и обжимается плоскогубцами.
В полученном "хвостике" желательно просверлить отверстие
и прошить нитками. Такой крепёж, если заклеить на смоле, из
задней кромки, выходит только с древесиной. На три четверти
размаха рулей смонтировать проволочные петли.
Такая конструкция, позволит, даже при значительном изгибе
неподвижной части стабилизатора, необходимое отклонение рулей,
а это, в свою очередь спасёт Вашу модель от гибели. (проверено
- Матэрью клянусь).
Кабанчики элеронов согнуты из вязальных спиц диам.2,5мм,
на вертикальных частях, нарезана резьба - для возможности
точной регулировки расходов (это в будущем).
Кабанчики руля высоты и руля направления согнуты (после раскроя)
из стальных пластин толщиной 0,6мм. Крепятся болтиками М2
"на проход".
На модели самолета была установлена 4-х канальная аппаратура "Европа".
Первоначально установленным двигателем был МДС 6.7 КУ. Именно
с ним сделано фото, находящееся на сайте - модель на посадке.
После сильного удара, был установлен двигатель "Радуга"
7 с расточенным картером под пару МДСа. Друзья рижане, рассказывали,
что были экземпляры модели с дв. "Радуга" 10.
В варианте с "Радугой" 7 модель вела себя очень похоже
на "Суперпиперкуб" из симулятора "FMS".
Александр Котенёв
Обсудить на форуме
|