AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели> Радиоуправляемый вертолет. "Как приготовить регулятор"

Если нет гувернера или "Как приготовить регулятор"


Один из моих вертолетов, MSH Protos, который был приобретен подержанным около трех месяцев назад, на сегодня сделал порядка 50 вылет. Вместе с моделью мне достался регулятор Align RCE-BL60G, который я настроил для полета по кривым. Результатом работы регулятора и штатного мотора Lipotech я остался доволен и кратко упоминал об этом в статье “Мой MSH Protos”. Сейчас хочу рассказать о настройке регулятора по кривым более подробно.

В этом месте следовало бы выдать фразу типа: “для постоянства поведения вертолета важна неизменность оборотов основного ротора” и далее в том же духе, но от таких фраз сводит зубы, да вы и сами прекрасно знаете, что постоянные обороты важны и потому используете гувернер. А если гувернера нет, или, как в случае с RCE-BL60G, пользоваться им противопоказано, то остается второй вариант - управлять мотором с помощью кривых газа.

Немного о настройке регулятора: для наибольшей отдачи я установил высокий тайминг и высокую скорость изменения оборотов. Высокий тайминг позволит получить немного больше мощности от мотора, обычно ценой снижения эффективности (она же КПД). Высокая скорость изменения оборотов позволит регулятору быстрее и точнее следовать за движениями стика газа. При средней и низкой скорости изменения оборотов присутствует заметная задержка между движением стика газа и увеличением оборотов мотора регулятором.

Последующее описание применимо практически к любым регуляторам и к практически любой аппаратуре. В любой случае, подходите к вопросу творчески и не бойтесь экспериментировать, не забывая о безопасности, разумеется.


Нормальный полетный режим.

Этот режим применим для взлета и посадки, потому достаточно будет сделать кривую типа “столовая гора”. В нижнем положении стика газа кривая для нормального режима всегда имеет 0%. Далее от нуля крутой подъем вверх до 50%-60% и дальше горизонтальная полка до крайней правой точки. Если вы все же летаете в нормале, то повторите правую половину кривой из режима IDEL UP. На рисунке ниже приведена нормальная кривая с уровнем 60% в центре. Высота кривой зависит от оборотов, которые вы хотите получить и, если нужно больше оборотов, то поднимите кривую выше.

Пример плоской кривой газа для режима Normal.

Пример кривой газа для полета в режиме Normal.


Режим IDLE UP (пилотажный режим)

Инструкции к вертолетам советуют использовать кривую газа для пилотажного режима в виде галки. По опыту, при такой кривой газа обороты в околонулевой зоне ( примерно 1/2 хода стика от центра) получаются выше, чем в нуле шагов. Когда я еще летал на Трекс 450, то опытным путем (сверяя обороты по тахометру) получил кривую, по виду больше напоминающая параболу. Около среднего положения стика, это практически горизонтальная линия, которая к крайним точкам прогрессивно поднимается вверх. Такая кривая точнее изменяет отдачу силовой установки в зависимости от величины общего шага ротора и позволяет точнее поддерживать обороты ротора.

Пример кривой газа "галка" для пилотажного режима IDEL UP

Пример кривой газа "парабола" для пилотажного режима IDEL UP

Хорошая отправная точка, это кривая газа с перепадом между средней и крайними точками около 15%, например 100%-85%-100% или 95%-80%-95%. Высота подъема кривой газа, кроме всего прочего, зависит от состояния аккумуляторов. Чем лучше аккумуляторы держат напряжение под нагрузкой, тем меньше может быть подъем кривой газа. Если аккумуляторы слабые, то будет полезно иметь возможность компенсировать просадку напряжения более крутым подъемом. В этом случае ориентируйтесь на кривую 100%-75%-100% или близкую к этому. Рабочие обороты в этом случае, очевидно, будут ниже.

Пример кривой газа - низкая парабола с высоким подъемом для режима IDEL UP. Для слабых аккумуляторов.

С нагрузкой от общего шага разобрались. Следующий момент, менее очевиден, это компенсация изменения нагрузки на силовую в зависимости от работы по циклическому шагу и работы хвоста. На первый взгляд нагрузка от работы рулем и цикликом незначительная, однако на практике падение оборотов заметно, к примеру, при интенсивной работе рулем. Здесь на помощь приходят миксеры Элерон->Газ, Элеватор->Газ и Руль->Газ. Работа миксеров заключается в том, чтобы увеличить отдачу регулятора при отклонении стиков циклика и руля от среднего положения. Например, отклоняем стик элеронов влево, пропорционально отклонению стика миксер поднимает газ и тем самым мотор получает больше энергии и компенсирует нагрузку от работы ротора по циклику.

Тем, кто использует аппаратуру JR DSX9 повезло немного больше. Такие миксеры уже предустановлены в отдельном меню и нужно лишь указать пропорцию микширования.

Пример настройки миксеров Циклик->Газ и Руль->Газ в аппаратуре JR DSX9

Вопрос только в пропорции микширования. Я исходил из соображения, получить 100% газа на харикейне (быстрый полет по кругу), когда общий шаг держится на уровне 70%-90% хода стика и циклик около 60%-70% хода стика от среднего положения. В этот момент по кривой газа получается около 90-95% газа и достаточно добавить еще 5%-10% газа от миксера циклик-газ, чтобы получить желаемые 100% газа на выходе. Если при полном отклоненнии стика мы установим 10%-15% микширования, то, соответственно при 60%-70% по циклику получим прибавку к газу от 5% до 10%.

Хвостовой ротор дает еще меньше нагрузки. Начать можно с микширования 10% и проверить работу мотора в висении при частых сменах направления вращения пируэта. В случае с Протосом +8% оказалось достаточно. Не скажу, что я с ювелирной точностью подбирал это значение, просто по полету устроило.

С настройкой все. Осталось взвесить “за” и “против” использования кривых газа, подвести итог, и можно отправляться на поле, пробовать настройки.

Преимущества кривых газа перед гувернером:

  • Нет задержки по газу при работе общим и циклическим шагом. Газ следует за движением стиками. Гувернер, напротив, всегда работает по факту снижения оборотов.
  • Кривые газа не сбрасывают обороты при перекрутах. На некоторых гувернерах сброс оборотов при перекрутах может давать весьма неприятны провалы в работе силовой.
  • В целом, для нормального полета по кривым можно установить пиньон на 1 зуб меньше чем для гувернера, тем самым снизить нагрузку на силовую.

Преимущества гувернера перед кривыми:

  • В большинстве случаев гувернер проще в настройке - кривая газа в виде полки, миксеры отсутствуют. И еще 1-2 параметра работы гувернера в регуляторе, которые зачастую не требуют подстройки.
  • От взлета до посадки гувернер поддерживает постоянные обороты, компенсируя снижение напряжения на аккумуляторах. Миксеры так не умеют, разве только настроить пару полетных режимов, один с низким уровнем газа для первой половины полета, второй с высоким уровнем газа или полку 100%, соответственно, для второй половины полета.
  • При перекрутах ротора (например, при вертикальном спуске) гувернер имеет возможность сбросить обороты. Кривые на спуске наоборот добавят газа, чем вызовут еще больший рост оборотов. Некоторые гувернеры сбрасывают обороты слишком сильно, см. п. 2 в преимуществах кривых.

Заключение

Для небольших моделей (до 500-ого класса) кривые газа работают хорошо и даже имеют некоторые преимущества перед гувернером. Настройка кривых газа не займет много времени и добавит еще немного качества настройке вашей модели, поэтому не пренебрегайте ей. С большими моделями класса 600 и выше ситуация уже несколько иная. Большие роторы тяжелее переносят превышение максимальных оборотов и поэтому следить за оборотами лучше с помощью качественного гувернера.

Спасибо за внимание и до встречи. :)


Олег Муринский (Aarc)
Источник: blogs


Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.