AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели> Соревнования и Фигурный пилотаж RC вертолетов

Фигурный пилотаж. Соревнования в классе AMA и F3C

Автор: Эрик Фрейман (Erich Freymann)
Перевод: Aarc

Эта статья о фигурном пилотаже, так же известных как FAI полеты. Цель этой статьи - показать, что из себя представляют прецизионные полеты на вертолете. Вы узнаете, на какие групы делятся фигуры, как проводятся соревнования, а так же найдете ответы на основные вопросы новичков.

Что такое прецизионное пилотирование?

Прежде чем был изобретен и стал популярным 3D полет, вертолетные соревнования были нацелены на точность маневрирования над опорными точками на земле и на аккуратность маневров внутри воображаемого в воздухе параллелепипеда. По нынешним меркам маневры того времени состояли из простых элементов, поскольку техника была ограничена в возможностях.

В большинстве случаев пилоты пользовались самолетной аппаратурой, самолетными двигателями и обходились без гироскопов. По мере совершенствования техники и электроники фигуры становились сложнее, что бы отвечать современным требованиям.

Современный фигурный пилотаж включают в себя точные полеты над опорными точками (конусами или флагами) и маневрами на высоте, симметричными относительно центра площадки и скорректированными относительно ветра. Эти маневры включают петли, бочки, развороты, перевороты на месте и в движении, кубинские восьмерки и множество других фигур и их комбинаций.

Фигурное пилотирование так же включает скоростные маневры с длительными подъемами и горизонтальными перемещениями между фигурами. Хотя по регламенту за грацию очки не назначаются, размеренные полеты обычно оцениваются выше. Резкие, суетливые движения между маневрами или маневры, выполненные в спешке, обычно получают низкие оценки.

В современных соревнованиях по точному пилотированию выделены 4 класса маневров, так же известные как программы. В США первые три класса регулируются правилами организации AMA. Четвертый - международный класс, программа которого называется F3C и разработана Federation Aeronautique Internationale или FAI.

Сложность маневров растет по мере продвижения из класса в класс. Все маневры на висение, которые в настоящий момент присутствуют в программе, выполняются в вертикальной плоскости. Другими словами вертолет никогда не удаляется от пилота и не двигается на него, он подобен кисти, которая движется по холсту.

Маневры на висение располагаются над центральной точкой и двумя флагами слева и справа, удаленными от центра на 5 метров. Сегменты маневров находятся между центральной точкой и боковыми флагами. Маневры висения в сегментах могут быть горизонтальные, вертикальные, диагональные и дугообразные.

Аэробатические маневры на высоте обычно выполняются симметрично перед пилотом в воображаемой в воздухе коробке. Развороты между маневрами не оцениваются и пилот сам выбирает способ разворота. Взлеты и посадки оцениваются за исключением финальной посадки в 1-ом классе. Классы фигур AMA 1-3 были разработаны для того, что бы помочь пилоту плавно перейти к маневрам FAI F3C.

Разбивка по классам позволяет пилотам с разным уровнем подготовки соревноваться с другими пилотами своего уровня. По мере накопления опыта и мастерства пилоты двигаются из класса в класс, пока не достигнут уровня F3C.

Первый класс AMA

Первый класс в основном состоит из маневров висения хвостом к себе, сочетаемых с простыми элементами аэробатики. Некоторые маневры так же включают висение боком к пилоту и пируэты на 90 и 180 градусов, но полностью исключают висение носом к пилоту. Пилоты, умеющие выполнять бочки, развороты на горке и умеющие висеть не выходя за радиус 1 метра будут комфортно выполнять большинство маневров первого класса.

Второй класс AMA

Этот класс технически сложнее, преимущественно состоит из висения боком к пилоту и включает больше пируэтов на 90 и 180 градусов. Летные маневры несколько сложнее, с вертикальными сегментами и более сложными разворотами на горке. Пилоты, умеющие выполнять несколько бочек и петель подряд, летать вертикальные линии и делающие развороты на горке на 540 градусов будут комфортно чувствовать себя во втором классе. Так же необходимо уметь висеть не выходя за радиус полуметра.

Третий класс AMA

Третий - высший класс спортсменов, состоит преимущественно из маневров висения боком включая взлеты и посадки. Маневры висения по большей части состоят из движений хвостом вперед, разделенных пируэтами на 180 и 360 градусов в точках остановки. Летные маневры состоят из многих компонент с продолжительными инвертными сегментами. Сегменты могут быть горизонтальные, вертикальные или диагональные. Используется множественные пируэтов и разворотов на горке. Недавно в этот класс были добавлены перевороты в движении - кувырки. В этом классе пилоты должны уметь удерживать вертолет в висении в радиусе 30см относительно опорной точки. Так же необходимо уметь выполнять множественные перевороты и бочки и уверенно управлять моделью в инвертном полете.

FAI F3C

Это высший класс прецизионного управления вертолетом. Пилоты F3C во всем мире используют единую программу полетов которая выбирается голосованием и распространяется через FAI. Вполне логично, что маневры сложны, состоят из множества компонент. Маневры висения включают в себя пируэты в движении, во время подъемов и спусков, боковые перемещения носом к пилоту и всевозможные комбинации. Летные маневры состоят из продолжительных инвертных пролетов и маневров, кувырков и многократных разворотов на горке. Пилотам, претендующим на звание чемпиона мира необходимо уметь летать две программы с общим количеством маневров равным 22. Пилотам в этом классе необходимо владеть всеми ориентациями полета и уметь удерживать вертолет в висении в радиусе 15см по вертикали и горизонтали.

Что происходит на соревнованиях?

Обычно соревнования по фигурному пилотажу занимают два дня. Иногда добавляют еще один день перед соревнованиями для настроек и тренировок. Непосредственно перед началом руководитель соревнований (РС) и/или добровольцы размечают площадку для висения как указано в правилах AMA и FAI. Площадка состоит из центрального посадочного круга радиусом 1м, полосы шириной 2 метра, где стоит пилот и двух флагов на расстоянии 5м от цетра площадки. В 15 метрах от посадочного круга устанавливают места для судей. Правилами требуются от 3 до 5 судей на каждый этап соревнований.

Если участвуют 5 судей, то максимальный и минимальный результаты отбрасываются, но собрать 5 судей сложнее, если проводится небольшое соревнование и для судейства привлекаются сами участники. Лучше всего, если судьи не меняются в течение всего соревнования, но желающих бывает сложно собрать - работа утомительная и неблагодарная. Если у вас найдутся такие люди, предложите им бесплатные напитки и обед, что бы судьи чувствовали себя комфортно.

Утром первого дня на митинге участников РС объявляет порядок полетов. Порядок выбирается случайным образом среди участников каждого класса либо из всех участников. На больших соревнованиях участников разделяют по классам. РС проверяет, что судьи на месте и у пилотов есть помощники, после чего соревнование по сути проходит само собой. РС следит за участниками, что бы те вовремя были готовы к выступлению. В исключительных случаях участник может быть наказан штрафными очками, если он не следил за порядком выступления и вызвал задержку в полетах.

За два дня соревнований проводят пять раундов. Три в первый день и два во второй. Раунд с худшими результатами участника отбрасывается, результаты остальных раундов усредняются и выводится итоговая оценка. Учет баллов обычно ведется в компьютерной программе, например CD Pro by Dan Monroe. Система автоматически ведет расчеты и позволяет распечатать листки с фигурами участников, с порядком полетов и с результатами, позволяет одним кликом увидеть текущую ситуацию на соревнованиях. Несмотря на то, что сейчас расчет результатов на компьютере - обычное дело, некоторые соревнования по прежнему ведутся карандашом в блокноте.

Вопросы и ответы по фигурному пилотажу

Какие вертолеты допускаются к соревнованиям?

Практически любые из распространенных вертолетов разрешены. Ограничение накладывается на вертолеты с турбиной, с нитродвигателями объемом более 0.91 куб. дюйма и электромодели с напряжением заряженного аккумулятора более 42В.

Бензиновые вертолеты могут иметь двигатель объемом до 25см3. Для всех типов вертолетов максимальный вес ограничен шестью килограммами. Минимальный размер и мощность не ограничены, поэтому технически могут участвовать и вертолеты 450-ого класса.

Разрешены гироскопы только на хвост, системы стабилизации и вертолеты с виртуальной сервоосью запрещены.

Нужен ли мне помощник для объявления фигур?

Во время выступления помощник требуется обязательно для того, что бы отслеживать порядок маневров и помочь вам избежать неправильного порядка исполнения фигур.

Помощник обычно произносит для судей название маневра, а так же начало и конец выполнения маневров. Тем не менее, окончательная ответственность за выполнение расписания лежит на пилоте. Если у вас нет помощника, попросите кого-либо из вашего класса помочь вам. Приготовьте листок со списком маневров и передайте помощнику, что бы он мог называть фигуры.

Мое время лететь… что делать?

Во первых, нужно быть готовым к полету, когда подходит ваша очередь. Когда названа ваша очередь, убедитесь, что вертолет заправлен и готов к полету. Перенесите вертолет на стартовый круг, который обычно располагается в 20 метрах сбоку и позади от центральной площадки. Для того, что бы сократить время ожидания между полетами, вас могут попросить завести двигатель сразу после того как закончит выступление предыдущий пилот (на планерке пилотов РС объявляет пилотам, в какой момент надо быть готовым к выступлению).

После того как вас попросили завести двигатель, у вас официально есть 5 минут на запуск двигателя и триммирование модели в стартовом круге. Если вы выступаете в первом классе, тогда триммирование проводится на центральной площадке. Как только вы покидаете стартовую площадку, начинается отсчет времени вашего выступления.

Для первого класса отсчет времени начинается с объявления первой фигуры. Когда вы готовы, ваша модель уже должна стоять на центральной площадке. Начинайте раскручивать ротор, ваш помощник объявляет первую фигуру, говорит "начало фигуры" и вы начинаете выполнять ваши маневры. Когда полет закончен, ваш помощник произносит фразу "полет окончен", после этого заглушите вертолет.

Если у судей есть время, узнайте у них, каковы ваши результаты, в противном случае дождитесь окончания раунда. Судьи помогут вам понять, что было сделано хорошо, а над чем надо поработать перед следующим полетом. Теперь идите заправлять ваш вертолет и готовьтесь к следующему раунду.

Могут ли меня позвать в судейство?

Вас могут попросить принять участие в судействе. Если вы не уверены что готовы к судейству, не стесняйтесь отказаться и объясните, что вы новичок в подобных соревнованиях. Если судейская коллегия уже состоит из пяти человек, вы можете попробовать свои силы в судействе. Критически наблюдая за другими пилотами вы и сами станете лучше летать как если бы летали вы, а не другой человек. Когда в судейской коллегии уже есть 5 человек, для новичка, пробующего свои силы в судействе, не так важно быть точным в начислении очков, поскольку минимальный и максимальный результат отбрасывается.

Олег Муринский (Aarc)
Источник: blogs

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.