AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели > Механизация крыла радиоуправляемого планера

Механизация крыла радиоуправляемого планера F-3J

На нынешнем этапе развития техники и технологий радиоуправляемый планер F-3J (паритель) стал более сложным конструктивно, усложнилась техника управления им.

Если сравнить с планерами начала 90-х годов прошлого века, то мы увидим, что сегодня существенно изменились роль и значение элеронов и закрылков в полете модели.

Планер F-3J

Имеется в виду не то, что элеронов и закрылок не было вообще, просто в те годы изготовление механизации для управления ними было технологически сложно и не позволяло воспользоваться в полной мере их возможностями.

Благодаря современным компьютерным аппаратурам управления стало возможным микширование любых каналов, возможности настройки планера стали безграничны!

Перейдем к главному - к устройству, настройке и управлению планером.

Для управления креном в планере используются элероны. В современных передатчиках при установленной программе для планера (Glid) и соответствующем подключении рулевых машинок к приемнику смешение элеронов происходит автоматически, вам остается только проверить правильность их отклонений и при необходимости использовать функцию реверса.

Напомним, что на модели планера устанавливают шесть рулевых машинок, две в фюзеляже на рули высоты (в классике высота и поворот), две на закрылки и две на управление элеронами.

Отклонение элерона относительно оси вращения вверх или вниз должно быть несимметричным, вверх он отклоняется больше, вниз меньше. Эта разница составляет около 2-3 мм. Что же касается самой величины отклонений, то она регулируется по полету модели, и у каждого планера и пилота они будут разные, кто как привык управлять.

Если нужна более верткая модель, отклонения увеличиваются, и наоборот. В среднем эти отклонения составляют около 10 мм. Также для улучшения полета, а именно - чтобы модель была более плавной на разворотах, вводят экспоненциальную зависимость отклонения элеронов (Expo). Экспонента дает возможность непропорционально отклонять элероны. Например, при отклонении ручки в какую-либо сторону примерно наполовину, элероны отклонятся всего лишь на треть от максимально заданного компьютером отклонения, а при максимальном отклонении ручки элерон отклонится максимально. Этот микшер дает возможность рулить моделью более корректно и при этом не бояться, что в критической ситуации не хватит рулей.

Для рулей высоты также можно ввести экспоненциальную зависимость, но я этого не советую делать. Как показывает практика полетов — руль высоты должен отклоняться прямо пропорционально отклонению ручки передатчика.

Для улучшения вхождения модели в крен элероны и рули направления смешивают. Это происходит с помощью специального (либо свободного) микшера в компьютере передатчика. Смешение настраивается также по полету модели. В среднем оно составляет 30% в специальном микшере в передатчике (это касается V-образного стабилизатора).

Например - ручкой управления креном элероны отклоняются для входа в правый крен, при этом рули направления отклоняются в сторону, противоположную этому крену.

Например - при отклонении ручки управления креном вправо правый элерон отклоняется вверх, левый - вниз, при этом на правой половинке стабилизатора руль отклоняется вниз, на левой - вверх. В крене левая половинка работает как классический руль направления (это касается V стабилизатора).

Элементы управления планера F-3J

Планер F-3J

1-2 - элероны; 3-4 - закрылки; 5 - руль высоты; 6 - руль направления

Для улучшения взлета модели настраивается так называемый взлетный режим. Для этого есть также специальный микшер. Он позволяет настраивать отдельно каждый закрылок и каждый элерон, а также подмешать руль высоты, если это необходимо.

Во взлетном режиме включением отдельного тумблера закрылки и элероны отклоняются вниз. Величина отклонения для закрылков вниз составляет 13-15 мм, для элеронов на 3-5 мм меньше, чем отклонение закрылков. Перед сходом с леера, а именно - за 1-3 секунды до схода, этот режим отключается и закрылки с элеронами становятся в нейтральное положение.

В полете вам может понадобиться еще два режима настроек планера - парящий и скоростной.

Парящий режим

При этом вся секция крыла (элероны и закрылки) отклоняется вниз на 1,5-2 мм. Этот режим используется для увеличения скороподъемности планера в термическом потоке, а также для замедления полета планера в тихую погоду (что позволяет более четко определить зоны теплого воздуха). Но я не советую злоупотреблять этим режимом в полете, в некоторых случаях чрезмерное его использование может пагубно сказаться на полете модели. В тихую погоду модель в этом режиме летит так медленно, что обдувание элеронов практически отсутствует, любое лишнее движение ручкой высоты может привести к срыву модели на крыло и потере высоты. Все моменты "подпухания" модели необходимо четко отслеживать и упреждать. Неопытному пилоту это сделать тяжело.

В ветреную погоду использование парящего режима вызывает свои сложности: при полете в термическом потоке этот режим увеличивает скороподъемность модели, но его нужно включать, только когда вы нашли поток. Когда же вы включаете его во время поиска потока, модель зависает, ее быстро сносит ветром и отчасти происходит эффект парашютирования. Поэтому бездумное включение этого режима ни к чему хорошему не приведет! Из всего вышесказанного вы можете сделать единственно верный вывод: понимание поведения модели при включенном парящем режиме приходит только с опытом, приобретенным на тренировках и соревнованиях.

Устройство V-образного стабилизатора

V - образное хвостовое оперение

При одновременном отклонении элементов 2 и 3 вверх или вниз они работают как руль высоты. При повороте, модели вправо элемент 3 поднимается вверх, а 2 опускается вниз, при этом оба элемента 2 и 3 (благодаря электронному смесителю V-стабилизатора) могут выполнять функцию руля поворота.

Скоростной режим

Для него также есть специальный микшер, в котором, как и во взлетном режиме, можно настроить отдельно каждую движущуюся часть планера. При включении этого режима вся секция крыла отклоняется вверх на 1-1,5 мм, при этом руль высоты отклоняется вниз (его отклонение регулируется экспериментально по полету).

Благодаря этому режиму можно увеличить скорость модели. Этот режим используется при схождении модели с леера, чтобы добавить скорость при динамическом старте для максимального набора высоты, а также когда необходимо провести быстро модель с одного места на другое или вернуть планер с большого удаления против ветра. Если вы уводите модель за потоком, соответственно при этом растет высота и расстояние от пилота до модели. Мною был проведен эксперимент, который показал, что модель в мощном потоке улетает на расстояние до 2 км и больше. При сильном ветре, если высота не очень большая, долететь обратно очень тяжело. Модель против ветра практически не летит, а парашютирует. Использование же скоростного режима позволяет разогнать модель. Это позволяет более эффективно пробиваться сквозь ветер и возвращать модель к месту старта.

Для посадки используются тормоза, так называемый среди моделистов "крокодил". В передатчике для этого есть специальный микшер, баттерфляй.

При действии этого микшера происходит отклонение закрылка вниз на максимальный либо необходимый угол, а отклонение элеронов - вверх, при этом подмешивается руль высоты вниз, который не дает модели "вспухать" и терять скорость при отклонении закрылков с элеронами. С помощью этой функции планер можно не только затормозить и сбросить скорость, а и буквально спарашютировать в нужную точку.

Что касается настроек величин отклонений, то закрылок должен отклоняться максимально вплоть до 90 градусов, элероны при этом отклоняются вверх почти на 45 градусов.

Управление этим микшером автоматически выводится на ручку газа передатчика. Это очень удобно, так как отклонение закрылков и элеронов прямо пропорционально отклонению ручки передатчика, что позволяет самому пилоту регулировать скорость модели в воздухе путем меньшего или большего отклонения ручки.

Величина отклонения руля высоты регулируется по поведению модели при включении микшера: если модель зависает и поднимает нос, значит, необходимо увеличить отклонение руля высоты вниз, и, соответственно, наоборот.

Почти все эти виды микширования с успехом применяют и на моделях электролетов F5J. Удачных полетов!

Александр Петренко
По материалам журнала «Моделист»

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.