AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели > Настройка планера F5J

О том, как настроить радиоуправляемый планер.


Эти прекрасные, ватные, белые облака известные как кучевые могут быть очень хорошим начальным индикатором потока. Для формирования облака воздух, который теплее чем окружающий воздух, должен подняться до момента, когда влажность начнет конденсироваться. Это означает, что каждое кучевое облако начинается с восходящего пузыря воздуха – потока! Найти поток под облаком возможно. Было ли так, что вы стоите на поле, и вдруг становится безветренно и воздух намного теплее, чем несколько секунд ранее? Скорее всего, в это время вы стоите в потоке. Когда вы снова почувствуете ветер, вы, возможно, почувствуете, что он холоднее, или даже он сменил направление, так как прошедший поток изменил направление ветра.

Радиоуправляемый планер

Изменение направления ветра также может быть индикатором расположения потока. Одна аналогия, которую я провожу с потоком – это большой пылесос, засасывающий воздух со всей прилегающей зоны. Это создает направление ветра к потоку и на практике это заметно в те дни, когда ветер менее 5 м/сек. Например, если ветер был южный, и вдруг он задул с юго-запада, возможно, что поток находится восточнее от вас. Иногда ветер может поменяться на 180 градусов – по направлению к потоку, и, иногда может быть разумно стартовать по направлению ветра прямо по направлению к большому пузырю. Эффект пылесоса можно увидеть другим способом – кружащие в воздухе листья деревьев, травинки, мусор и т.д.

Эти «подъемники мусора» создаются от очень сильных потоков – как дьяволы. Я помню, как однажды много лет назад когда я летал с моими друзьями, мы увидели облако пыли, идущее по направлению к нам с угла поля. Я запустил мой Wanderer 99, старый 2х канальный планер конструкции Mark Smith, и полетел по направлению к «вращающемуся дьяволу». Когда планер подлетел к краю «дьявола» его начало швырять. Но я сумел заставить ходить планер кругами во вращающемся вихре с мусором и через несколько минут я поднялся в точку. Возможно, в этот раз мне легче всего было найти поток.

Мастерами по поиску и полету в потоках являются парящие типы птиц – орлы и ястребы наиболее обычные виды, которые вы увидите в окрестностях Техаса. Понаблюдайте за их вращением в медленной спирали, скорее всего они в потоке и есть возможность для вашего планера к ним присоединиться на время. Если они начинают махать крыльями и лететь по прямой это может означать или они нашли пищу, или же пришел нисходящий поток. В этот момент вы сами должны выбрать – куда лететь дальше. Некоторые люди используют мелких птиц (жаворонки, воробьи и т.д.) как индикаторы потоков, но я лично не заметил, что они очень зависят. Другим источником информации могут быть ваши коллеги, которые летают с вами – посмотрите на их планера – если кто-то поднимается в потоке – вы можете присоединиться.

Я надеюсь, что эта небольшая статья была информативной и будет полезной пилотам планеров.

Триммирование планера

Планер должен быть оттриммирован так, чтобы он мог лететь устойчиво, без постоянных корректировок (летит плоско и прямо, на задирая нос и не имея тенденции к повороту).

Вероятно, наиболее очевидный индикатор потока – когда вы влетаете в очень сильный поток, и ваш планер начинает отчетливо подниматься. Такие потоки встречаются редко и поэтому нужно искать другие индикаторы потока. Также, нужно понимать, что при возникновении сильного восходящего потока образуются области сильных нисходящих потоков. Когда вы летите по прямой, иногда ваш планер швырнет в ту или другую сторону. Это может быть из-за того, что крыло, которое поднялось, затронуло край потока. Поднимающийся воздух с края потока поднял одну крыльевую панель, по отношению к другой. В этом случае нужно разворачиваться в сторону поднявшегося крыла, и возможно пролететь немного вниз по ветру, для учета времени реагирования в поиске термика.

Иногда, когда ваш планер летит, вы можете заметить, что хвост планера поднялся, как будто планер пикирует, но планер не ускоряется по направлению к земле. Возможно, это произошло, потому что планер летел в потоке. Когда модель влетела в зону потока, эта зона поднималась по отношению к воздуху, из которого прилетела модель. Так как модель сама по себе стабильна, то модель пытается выйти на стабильный полет, опуская нос вниз и т.о. хвост поднимается. Обратный эффект получается, когда модель влетает в нисходящий поток – хвост модели опускается.

Одним из косвенных индикаторов потока может быть, когда модель начинает немного «швырять». Возможно, это возникает по причине турбуленции, которая возникает на краях потока. Иногда я видел, что после того, как модель швырнуло, я начинал крутиться и понимал, что модель в потоке. Другим индикатором может быть, что ваша модель меняет курс полета. Если это отчетливо происходит, то поверните модель по направлению, куда она развернулась. Возможно, нужно поискать поток в этой зоне, но я нашел много потоков таким образом, и некоторые из них были большими и сильными. Этот эффект требует от вас умения распознавать, когда ваша модель отклоняется от заданного направления полета. Возможно, этот эффект получается потому что воздух, окружающий поток засасывается внутрь потока – по аналогии с пылесосом, поэтому модель также поворачивает по направлению потока.

Наиболее незаметным индикатором потока, как сказал один из наших зеленых пилотов «воздух держит на одном уровне». Этот тип термиков очень трудно определить, когда ваша модель влетела в него. Я только могу описать это, как кажется, планер просто не так интенсивно снижается и кажется, что он стал легче, чем был несколько секунд назад. Иногда эти зоны термиков находятся очень близко к земле, и очень часто поток находится в ранней стадии формирования. Такая зона иногда перерастает в очень сильный термик.

Полеты в потоках

При полете в потоке модель как можно быстрее набирала высоту!

Первый и наиболее очевидный фактор, который влияет на набор высоты – летать нужно очень аккуратно. Очень сложно набирать высоту, когда самолет завешивается или летает почти бесконтрольно. Итак, первой вещи, которой нужно научиться это как делать плоские, контролируемые, узкие круги. Для этого необходима только практика. Также вы можете, если аппаратура позволяет, запрограммировать режим с малыми отклонениями рулей – при этом легче летать ровно и аккуратно. Однако нужно помнить, что когда вы летаете в таком режиме может создастся ситуация например на заходе на посадку, когда планер начнет швырять и у вас не будет хватать отклонения рулей для управления моделью. Также при полете в турбулентном термике необходимы полные отклонения, чтобы контролировать модель.

Вы также видите, что многие пилоты используют планера с полной механизацией. Одна из причин использования механизации крыла это возможность изменять камбер. Увеличение камбера на крыле с полной механизацией достигается за счет небольшого отклонения вниз флапперонов и элеронов. Лично я запрограммировал мой Vision таким образом, что отклоняется задняя кромка крыла вниз и немного поднимается стабилизатор вверх и таже отклонения можно регулировать слайдером (движком). Опускание задней кромки плюс стабилизатор вверх позволяет делать узкие круги без потери высоты.

«Смешайся по ветру» - другой предмет, который нам нужно обсудить. Слишком много раз я наблюдал как неопытные пилоты находили термик и продолжали крутиться на том же месте. Если вы слышали “The Old Buzzard” – он использует аналогию атмосферы как реки воздуха. Это означает, что термики смешаются по ветру, что также означает, что планер также должен смещаться по ветру для того, чтобы оставаться в потоке, с такой же скоростью, как и термик. Так как вы стоите в фиксированной точке, то полет планера по кругу со смещением должен быть виден вам как эллипс. Иногда возможно будет необходимо просто развернуть планер по ветру для того, чтобы догнать поток. Иногда вам необходимо растягивать эллипс по ветру. Я не могу сказать как быстро поток смещается – это постигается только практикой. Чтобы усложнить еще больше – скажу что при одинаковом ветре разные термики смещаются с разной скоростью.

Вы когда-нибудь слышали, как один из пилотов говорил «Я обработал термик»? Он имеет в виду то, что он смог найти возможный центр потока. Центром потока называю наиболее быстро поднимающуюся часть. Я обычно пытаюсь найти его наблюдая за моделью- насколько быстро он набирает высоту при полете по кругу. Если в какой- то части круга кажется, что планер набирает высоту быстрее – то я растягиваю круг в эту сторону. Делая это, я смещаю круг полета к возможному центру потока. Довольно часто вы можете обнаружить значительно более сильную часть термика и набрать больше высоте, чем нежели вы бы просто смещались по ветру с тем, что нашли. Также, иногда, если вы не слишком контролируете модель, и не направляете ее по направлению из термика, воздух, засасывающийся в термик, может естественным образом сцентрировать модель в потоке. Для этого модель должна быть правильно оттриммирована и центровка должна быть максимально возможно задней.

Итак, это была крайняя часть статьи, которую я планировал написать. Я надеюсь, что это было полезно для читателей. Также я надеюсь, что дал вам некоторые идеи – на что нужно обращать внимание при поиске потоков. Вперед – и удачи.


Настройки органов управления планеров

Мы будем рассматривать настройки: элероны, руль высоты, руль поворота, тормоза и флаппероны (камбер).

Элерон: Мы предпочитаем, чтобы как элеронами работали все крыльевые поверхности. Только в термальном режиме можно использовать только наружние поверхности – элероны. Но в других режимах, или если мы летаем F3F/F3B, мы хотим, чтобы внутренние поверхности (флаппероны) отклонялись примерно на половину отклонений элеронов. Дифференциал: Для того, чтобы модель поворачивалась лучше на заданной скорости нам нужно использовать функцию дифференциала. Эта функция заставляет отклоняться элероны и флаппероны вниз меньше, чем вверх. Дифференциал может даже заставлять модель разворачиваться при отклонении элеронов. Скорее всего Вам понадобятся различные настройки дифференциала для различных скоростей полета. В качестве упрощенной инструкции для термального режима: величина отклонения 1/3-1/2 вниз по сравнению с 1 вверх. Режим скорость и акробатический: отклонение вниз 1/2 – 1 по сравнению с 1 вверх. В режиме скорость и акробатика вы хотите заставить модель вращаться ровно на заданной скорости.

Руль высоты (РВ):

Чем более заднее положение ЦТ – тем меньше отклонение РВ требуется. Если модель становится очень чувствительной, но вы хотите сохранить отклонения РВ, вы можете: отклонять вниз меньше чем вверх или использовать экспоненту. Экспонента делает меньшие отклонения руля при начальных отклонениях ручки передатчика, но даст полно отклонение руля при полном отклонении ручки. Нормальная экспонента 20-40%. Величину отклонения на модели можно настроить следующим образом. Летите на модели с максимальной скоростью. Модель должна поворачиваться с трудом, без тенденции к сваливанию на крыло. На соревнованиях многие пилоты хотят использовать полное отклонение ручки при повороте. Это поможет вам лучше чувствовать модель в соответствии с отклонениями ручки и соответственно лучший контроль. Есть еще одна функция/микс, который должен быть использован при отклонении РВ. «Махалка» - это микс, который отклоняет рулевые поверхности крыла в соответствии с отклонениями РВ. При отклонении РВ вверх флаппероны и элероны отклоняются вниз. Соответственно и при обратном отклонении. В некоторых условиях (например упражнение дальность разворот по ветру) можно использовать обратное отклонение для того, чтобы разогнать модель при сложном развороте. Используйте этот микс осторожно, т.к. не все модели/ профили дают при этом преимущество.

Руль поворота (РП):

Для Т или Х – оперения: Одинаковые отклонения в каждую сторону, но не слишком большие. При слишком больших отклонениях РВ будет только тормозить.

V-хвост: Одинаково вверх – вниз, но могут быть некоторые отличия на моделях. Если модель при повороте слишком опускает нос – то вы можете несколько уменьшить отклонение вниз. Но не слишком – т.к. это даст вам неправильные ощущения при полете кругами.

Планер класса F5J

Комби – микс: он есть на многих передатчиках, но часто он используется неправильно. Эта функция автоматически отклоняет РП при использовании элеронов. Это помогает при входе в поворот, но имеет обратный эффект при выходе из поворота. Поэтому выключите этот миксер. В двух случаях полезно использовать: - если вы летаете F3F и вы хороший пилот – возможно вы захотите использовать в небольшой степени. Любые компенсации полетной траектории между баз дадут неправильный вклад. – При старте он также может быть использован, если вы используете отдельный режим для взлета на вашем передатчике.

Тормоз:

Функция тормоз должна быть на ручке газа передатчика. Вперед – полная скорость, назад – тормоз. При торможении должно происходить следующее: Элероны немного вверх (5-10 мм), флаппероны вниз насколько возможно и РВ несколько вниз для компенсации поднимающего момента крыла. Нет никаких фокусов, но часто требуются небольшие корректировки в настройке компенсации РВ. Компенсация РВ при торможении нужно настроить при половине тормоза и при полном тормозе. Часто требуется большая компенсация на пол – тормозе чем при полном. Если нет возможности сделать 2 настройки, то уменьшите отклонения флапперонов до 60-70 градусов. Используйте одну настройку тормоза – этого будет достаточно.

Флаппероны:

Хочется иметь 3 настройки флапперонов, а также «махалку», как мы писали в секции РВ. Когда я говорю о настройки флапперонов, я имею в виду все рулевые поверхности крыла, а не только «флаппероны». Камбер – хорошее слово, обозначает изменение кривизны профиля.

Камбер при старте: при старте с лебедки/ «коней» нужен бОльший камбер – нужно загнуть профиль. Это потому, что модель работает как воздушный змей. Перед сходом с леерамы хотим использовать энергию, накопленную при растяжении леера и преобразовать ее в энергию полета=скорость. В зависимости от типа модели и условий необходим 10-30 градусов камбер при старте. Стартовый камбер также зависит от положения крючка и положения РВ. Возможно будут необходимы разные настройки для различных условий. При сильном встречном ветре необходим меньший камбер и положение крючка, при котором модель увеличивала бы вытяжку при подъеме. Возможно, вы услышите вытяжку леера и увеличение скорости при взлете. В большинстве пилоты имеют одинаковые настройки для нормальных условий и для ветреной погоды. При плохих взлетных условиях (ветер в хвост, жидкий воздух, большой балласт) вам будет нужен больший камбер и крюк не должен быть сдвинут назад. В таких условиях мы пытаемся использовать как можно меньше леера при взлете, и это достигается за счет натяжения леера, а не скорости. Как общее правило, мы хотим одинаковый камбер на флапперонах и элеронах. Многие используют меньше на элеронах, но это неправильно и может быть причиной рысканья на леере. Но если элероны Уже флапперонов, то попробуйте отрегулировать их отклонения на одинаковый градус. Тогда камбер элерона может быть меньше при одинаковом градусе.

Флаппероны режим скорость: при полете на скорость и дальность нам часть нужен более быстрый профиль крыла. Насколько быстрый – зависит от условий полета и типа модели. Это достигается за счет подъема всех рулевых поверхностей крыла вверх на 1-5 градусов. В основном используется одно положение или нейтраль.

Флапероны термальный режим: При полете на продолжительность и иногда на дальность мы хотим изменить профиль крыла чтобы добиться наибольшей подъемной силы (1-10 градусов) это достигается опусканием всех рулевых поверхностей крыла. Насколько – зависит от многих факторов. В общем – чем лучше воздух, тем больше камбер. Для полета по кругу делается минимальный камбер (в большинстве условий, но может меняться в зависимости от высоты). Когда вы найдете термик, вы используете максимально возможный камбер, но не слишком большой, чтобы модель не была критична в управлении. В основном пилоны настраивают термальный режим на переключатели. Некоторые настраивают их также на движки – для изменения в полете.

Итак, сколько переключателей/ настроек нам необходимо:

  • Стартовый камбер: - 3 позиции – старт/нейтраль/сильный ветер
  • Продолжительность: - 3 позиции – сильный термик/ нейтральный/ малый термик

Есть много решений, чтобы настроить переключатели и часть каждый передатчик предлагает свои ультимативные решения. Для наиболее продвинутых передатчиков я могу предложить мою настройку, которая прекрасно работает:

Только 2 переключателя. Один 3х позиционный, и один 2х позиционный.

  • Переключатель один имеет следующие функции: Вперед – скорость, Середина – нейтральный полет, Назад – взлетный режим.
  • Второй переключатель: Вперед – первый переключатель работает, Назад – на первом переключателе становиться термальный режим по различным позитивным камбером. Все камберы могут быть отрегулированы движками.

Надеюсь, весь этот текст дал вам некоторые новые идеи. Помните, что все можно развить дальше и всем нужно найти собственные настройки.


Автор: Марк Вильямс. Перевод: Волков Александр.

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.