AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели > Разное > Секреты двухмоторного полета

Секреты двухмоторного полета

В жизни каждого моделиста рано или поздно наступает этот момент. Момент задуматься – а что дальше? Этот момент ярко выражен у тех моделистов, которые тяготеют к копийным самолетам. Экстры, Капы, Яки, Спитфайры, Мустанги, копии малой авиации - все это рано или поздно надоедает и хочется чего-то бОльшего, интересного, не такого как у всех. Возможно, настала пора расширить свой опыт и попробовать многомоторную модель?

С помощью двух относительно маломощных моторов можно построить достаточно крупную модель. Все вроде известно – те же двигатели, те же баки, но появляются новые возможности и горизонты. А какие перспективы открываются по выбору прототипов – их просто масса! После сороковых годов, самолеты в основном стали двух и более моторными. Два мотора увеличивают надежность самолета. Ведь на одномоторном самолете отказ единственного мотора всегда ведет к аварийной посадке. Меж тем, именно возможность отказа одного мотора считается основным недостатком двухмоторной модели. Попробуем развеять это предубеждение.

Миф
Двухмоторные самолеты это сложно и опасно. Отказ одного мотора приводит к неминуемой гибели самолета.

Реальность
Отказ одного мотора не приводит к неминуемой гибели самолета. Да, отказы бывают и надо быть к этому готовым. Готовым, как с точки зрения подготовки самолета, так и с точки зрения мастерства пилотирования. Правильно настроенная модель и определенные навыки пилотирования могут исключить неприятности в случае отказа. Ниже в статье мы рассмотрим основные моменты правильной подготовки двухмоторного самолета.

Профилактика отказов мотора

Конечно лучше и приятнее, когда моторы не отказывают. Существуют несколько мер, которые позволяют свести вероятность отказа к минимуму.

1. Применение 4-тактных двигателей. Современные 2Т моторы имеют высокую надежность, но в силу принципа своей работы, все же более критичны к настройкам и погодным условиям. Надежность работы современных 4T моторов чрезвычайно высока. В частности, я не имел ни одного отказа 4Т моторов OSmax и Saito по непонятным причинам. Все отказы были связаны с человеческим фактором – закончилось топливо, открутился глушитель, неправильная регулировка. 4T моторы ASP и Магнум для двухмоторников использовать не рекомендую – их слабое место – карбюратор, постоянно требует повышенного внимания.

2. Применение подкала. Применение подкала позволяет значительно увеличить надежность работы мотора и упростить настройки. Подкал позволяет использовать более богатые смеси, избегая перегрева закопотированных моторов на высоких оборотах и не боятся залить свечу на малых и переходных. Применение подкала имеет и обратную сторону – в случае отказа подкала чрезмерно обогащенный мотор наверняка заглохнет на холостых. Поэтому уделите особое внимание аккумуляторам подкала. Подкалы выпускаются в различных вариантах, в зарубежных магазинах это называется Glow driver.

Особенности настройки одноканальных подкалов на двухмоторных моделях. Зачастую, не требуется устанавливать многоканальный подкал или подкал на каждый двигатель. Достаточно установить один подкал с паралельным выходом на две свечи. Заведите его на отдельный канал приемника и настройте миксы так, что при переводе любого двигателя в ХХ, подкал включался. Это нисколько не изменит работу другого мотора, но и предотвратит остановку залоченного мотора.

3. Применение электротяги – радикальный способ увеличить надежность моторной установки. На данный момент, основной недостаток элекротяги - отсутствие уникального звука работы двух ДВС моторов. Все остальные моменты - надежность, удобство – это сплошные преимущества электротяги. Электромоторы вы сможете без проблем, копийно уместить в гондолах модели турбовинтового или турборективного прототипа. Но где вы возьмете этот ни с чем не сравнимый рев, заставляющий сердце чаще биться? Электронные имитаторы?? Возможно...

Тем не менее, не следует забывать, что возможны отказы регуляторов и батарей.

Технические особенности конструкции самолета

Существует ряд технических решений, позволяющих самолету уверенно продолжать полет на одном моторе.

1. Применение развала моторов. Правый двигатель должен быть выкошен вправо, а левый влево. Ориентировочные углы – 4-5 град. В случае отказа мотора этот выкос частично скомпенсирует разворачивающий момент.

2. Применение выкоса моторов вниз. Поток от работающего мотора создает на крыле несколько большую подъемную силу, чем на крыле с отключенным мотором. За счет этого, помимо разворачивающего момента, возникает нежелательный крен с набором высоты, что ведет к дополнительной потере скорости. Выкос моторов вниз на 3-4 градуса сводит эту тенденцию к нулю. Поток от работающего мотора создает бОльшую подъемную силу чем на другом крыле, но в тоже время выкошенный мотор это компенсирует.

3. Применение развала килей и (или) руддеров.В случае самолета с двумя руддерами. 2-3 градуса выкосов руддеров в разные стороны почти незаметны глазу, но весьма эффективно борются с разворачивающим моментом.

4. Избегайте слишком мощных моторов. Не стоит увлекаться более мощными моторами, чем требуются для вашего прототипа. Излишняя мощность, в случае отказа мотора, не способствует полету модели, а только усиливает разворачивающий момент, что требует дополнительной работы газом.

5. Применение гироскопа в канале руддера. Чрезвычайно эффективное средство. Гироскоп отрабатывает разворачивающий момент гораздо раньше и эффективнее, чем пилот успеет понять, что произошло. Практические испытания доказали несомненную пользу от гироскопа, в случае отказа двигателя.

6. Применение устройств синхронизации оборотов (Twinsync) – работает также как и гироскоп на рудере, сбрасывая обороты на работающем двигателе, в случае отказа другого, тем самым уменьшая первоначальный разворачивающий момент. Устройство обладает дополнительными возможностями по синхронизации работы моторов, но полезность этого функционала каждый определяет для себя сам. По моему опыту -разница даже в 500-800 оборотов не оказывает видимого воздействия на самолет.

В идеале, на одном моторе, на полном газу, правильно настроенная и оснащенная модель должна лететь с небольшим снижением и несильно прогрессирующим разворотом. Для этого вполне достаточно применить первых 4-5 методов.

Рекомендации общего характера

Два и более мотора требуют несколько большего внимания к моторной группе. Постарайтесь свести к минимуму негативные факторы, влияющие на работу моторов – люфты тяг, грязь в топливе, недостаточное охлаждение, дисбаланс пропеллеров.

Используйте современную компьютерную аппаратуру управления. Безусловно, ничто не мешает сделать управление двигателями от одного канала через У-кабель. Это возможно, но очень неудобно. Вы будете вынуждены потратить массу времени на отладку синхронной работы двух моторов. Тяги, качалки, начальные положения - все придется приводить в абсолютно одинаковое состояние на обоих моторах. Дополнительно, вы потеряете возможность управлять двигателями по отдельности.

Используйте современную компьютерную аппаратуру, с отдельными каналами для каждого мотора. Это позволит упростить настройку и свести к минимуму время, затрачиваемое на отладку моторов.

Для удобной работы вполне достаточно аппратуры типа Optic 6, Sanwa RD6000 или spetrum DX7. Смикшируйте канал газа на дополнительный канал, а ХХ и максимальный газ уровняйте с помощью регулировок конечных точек. Однако, если вы всерьез собрались заняться моделизмом и многомоторными моделями, наилучший выбор - это Futaba 12,14Z. Эта аппаратура обладает встроенными удобными функциями работы вплоть до 4-х моторов.

Тренируйтесь!

Зачастую, многие пилоты недооценивают роль руддера на управление самолетом, оставляя этот руль на второстепенные роли. Однако в двухмоторном самолете на этот руль задействуется гораздо чаще. В случае проблем с мотором, руддер становится основным рулем управления.

Поэтому - тренирутесь работать руддером также, как и элеронами и элеватором.

После первых полетов, как только появится понимание характера полета вашего двухмоторника, промоделируйте ситуацию отказа одного мотора. Не стоит откладывать это на потом или думать, что уж с вами-то этого не произойдет. Вы должны знать, как ведет себя в данной ситуации самолет и какие меры следует предпринимать, чтобы совершить удачную посадку.

Приобретя навыки одномоторного полета, реальное неожиданное выключение мотора не будет для вас проблемой. Выведите тумблеры холостых ходов на наиболее удобные переключатели. Вы должны иметь возможность в любой момент, безошибочно перевести моторы из хх в нормальный режим работы. Выберите безветренную погоду, наберите побольше высоты. Кратковременно переведите в холостой ход один из моторов. Посмотрите на реакцию, попробуйте проделать туже операцию на полном газу и на среднем. После этого, попробуйте удерживать прямолинейный курс, при этом играя газом работающего мотора. Возможно, для этого вам придется откорректировать расходы руддера. Пробуйте отключать разные моторы.

После этого переходите на отработку разворотов, по методике пилотирования модели с отказавшим мотором. Пробуйте развернутся в сторону “заглохшего” и в сторону работающего. Попробуйте сделать это в ветреную погоду. Возможно выяснится, что на вашей модели выполнение разворота в сторону работающего мотора в ветер будет слишком трудным и опасным. Симитируйте отказ мотора на взлете – наиболее опасном этапе полета, когда отказывает двигатель. Наберите побольше высоты, сбавьте скорость, дайте полный газ, переведите самолет в набор высоты и щелкайте один из моторов в холостой ход. Парируйте отклонения и разворот. Исходя из поведения вашей модели, решите для себя – что вы будете делать, если такое случится на самом деле. Бороться за посадку, или глушить моторы и садиться где придется. В реальном случае раздумывать будет некогда.

Пилотирование модели с отказавшим мотором

Правило номер 1.
Сохраняйте скорость любыми имеющимися средствами. Скорость- залог управляемого полета.

В случае отказа двигателя, в первую очередь переведите самолет в снижение и компенсируйте разворачивающий момент руддером, а возникший крен элеронами. Если у вас слишком мощный мотор – сбавьте обороты до средних. Если вам нужно развернутся – вы должны сделать БОЛЬШОЙ, ПЛОСКИЙ РАЗВОРОТ, БЕЗ ЛИХАЧЕСТВА! НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Используйте для этого руддер, а элеронами только поддерживайте уровень крыла, избегая ухода в вираж. Не стремитесь быстрее развернуться, это обернется потерей скорости, которую на одном моторе снова набрать будет сложно. Если ваш самолет обладает закрылками или флаперонами – не стоит их использовать, так как это приведет к дополнительной потере скорости.

В какую сторону разворачиваться – в сторону заглохшего или работающего мотора?? При прочих равных – разворачивайтесь в сторону заглохшего мотора. Как минимум, это возможно всегда. Разворот в сторону работающего, в некоторых ситуациях невозможен, либо очень труден.

Вероятно, все эти процедуры и упражнения покажутся вам слишком долгими, нудными и утомительными. Прекрасно вас понимаю, ведь у вас новая необычная модель, и хочется наслаждается новыми ощущениями полета, к вам приковано все внимание публики, хочется фотографировать и позировать для восторженных зрителей. Но закрепив эти навыки, вы сможете летать еще увереннее, лучше и безопаснее. И когда настанет ЭТОТ момент, эта гроза и кошмарный сон каждого двухмоторника, а ЭТОТ момент обязательно рано или поздно случится, вы будете на высоте!

Добро пожаловать в клуб твин-пилотов!

Совет для тех, кто задумывается о многомоторной модели. Какими бы амбициозными не были ваши планы, начните с простой двухмоторной модели. Разумеется лучше, чтобы она была максимально приближена по своим ТТХ к вашей будущей модели, но и уменьшенный вариант несомненно принесет вам массу удовольствия и драгоценного опыта. Сейчас выпускается несколько недорогих твинтренеров, но и переделать обычный тренер под два мотора не составит большого труда. Главное выберете тренер с крепким крылом типа тренера пилотаж, ведь крыло будет нести дополнительные нагрузки. Некоторые моделисты сами разрабатывают и строят необычные, прекрасно летающие двухмоторники, как например Бомбер от Худякова (Lazy). Прекрасная учебная парта для тех, кто решил построить серьезный двухмоторник или просто красиво полетать на необычном самолете.

Неплохой и недорогой твинтренер от Сигала

Богаутов Денис
Материал предоставлен магазином amocs.ru

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.