AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Модели > Разное > Изготовление стойки шасси авиамодели

Стойка шасси из... фольги!

На хоббистских авиамоделях сейчас распространены главные стойки шасси двух типов, - сделанные из пластин (вне зависимости от материала - будь то дюралюминий, титан, стекло- или углепластик), или из стальной проволоки. «Экзотические» варианты, вроде убирающихся или копийных стоек, нас в данный момент не интересуют, так как не относятся хоббистской технике.

Почему в конструкции этих узлов прижились лишь два варианта? Скорее всего, остальные постепенно отсеялись «в процессе эволюции». Ведь два оставшихся полностью отвечают стоящим перед ними требованиям, и они просты в изготовлении. Часть же из забытых конструкций была слишком сложной и неудобной в производстве, а некоторые страдали перетяжелением, или недостаточной прочностью.

Приверженцам технической новизны мы сегодня предлагаем конструкцию необычной стойки, легко воспроизводимую даже в домашних условиях. Правда, надо признать, что такая стойка относится к абсолютно жестким, так как демпфирующие элементы в ее схеме полностью отсутствуют. Поэтому она годится прежде всего для кордовых моделей пилотажного типа (на подобной технике она и прошла всесторонние испытания). Для радиоуправляемых самолетов такая конструкция подойдет лишь в том случае, если моделистов больше всего интересует дизайн в сумме с простотой изготовления, а способность стоек демпфировать удары или посадки на грунт не слишком важны.

Конструктивная схема новой стойки хорошо видна на рисунке.

Стойка шасси

Материалом для нее служит полутвердая «фольга» из алюминиевых сплавов (толщина 0,3-0,5 мм, сплав типа АМГ). Эти крыльевые стойки испытаны на модели, имеющей полный вес 1100 г и снабженной двигателем Super-Tiger рабочим объемом 5 см3. Согнуты стойки из приобретенной в магазине хозяйственных товаров фольги толщиной

всего 0,4 мм. Этот материал, несмотря на достаточную для стойки твердость, позволяет складывать себя в два слоя с полной опрессовкой места перегиба (тонкий дюралюминий Д16Т без отжига здесь дал бы трещины, или вообще переломился бы). Зоны с под-воротами образуют своеобразные вертикальные «лонжероны», которые позволяют надежно привинтить стойку к усиленной нервюре, и закрепить ось колеса.

Процесс изготовления таких стоек включает в себя лишь три этапа - раскраивание заготовки, ее формовку, и сверление отверстий. Для точности раскроя полезно из тонкого картона или ватмана сделать шаблон (можно без зон подворота фольги), и согнув его как надо, попытаться примерить к силовой нервюре и колесу. Если все в порядке, можно вырезать деталь из фольги. Не приступая к формовке, с помощью тисков сначала загибают подвороты на 90°. Потом, вручную догнув их почти до конца, опрессовывают сгибы теми же тисками (конечно, желательно иметь тиски с гладкими губками без насечек). По оси симметрии разрезают заготовку по месту, которое будет садиться на нервюру. Затем выкройке придают профиль, напоминающий половинку эллипса.

Для формовки переходной части (от нормального сечения к креплению на нервюре) полезно применить металлическую пластину, по толщине соответствующую самой нервюре. Напоследок сверлят все отверстия, стойку окрашивают и ставят ее на нервюру, используя крепеж МЗ и клей.

Для стоек более тяжелых моделей можно использовать утолщенный материал. Однако есть и другой путь - повышение прочности имеющейся стойки. Усиление достигается за счет закладывание под отбортовку основной части стойки дополнительного П - образного элемента, сделанного из той же фольги. Делается это по всей высоте стойки. Поэтому она приобретает замкнутое трубообразное сечение, которое, конечно, намного жестче и прочнее, чем открытый исходный U-образный профиль. Закладка дополнительного элемента должна производиться с клеем, имеющим хорошую адгезию к алюминиевым сплавам и не реагирующим на компоненты топливной смеси.

Еще один вариант усиления стойки - закладка в сгиб стальной проволоки. Однако это приведет к значительному усложнению формовки фольги, и поэтому данный вариант здесь не рассматривается.

Ни начальный вариант стойки, ни усиленный на прочность не рассчитывались (кстати - сделать это достаточно сложно из-за непостоянной формы сечения стойки, да и расчеты будут иметь большие погрешности). Все делалось по интуиции, а по результатам «ручных испытаний на жесткость» вводились коррекции в форму и размеры формуемой из фольги части. Поэтому четко рекомендовать геометрические параметры стойки для моделей различного веса нельзя.

Единственное, что хотелось бы отметить в заключение, - благодаря мизерному весу и простоте изготовления подобные стойки после соответствующего облегчения могут найти применение и на моделях типа «Парк-флайер». Возможно, там будет не исключено использование не только более тонкой фольги, но и замена ее листовым пластиком.

В. Яковлев

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.