AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Referer: videos tags best

  Главная > Авиамодельные новости

Поздравляем заслуженного авиамоделиста Евгения Александровича Мосякова с 80-летием!

Евгений Александрович Мосяков родился 14 апреля 1939 г. в Москве. В семье слесаря и швеи было трое детей, один из которых В.А. Мосяков стал впоследствии доктором наук, профессором, лауреатом Ленинских премий СССР.

Решение заниматься авиамоделизмом возникло у Евгения, как и у многих, из детских впечатлений. Однажды увидел, как белый планер скользил в воздухе над лесом, и потом долго думал: почему он не падает?

В 1952 г. шестиклассник московской школы №554 Женя Мосяков записался в авиамодельный кружок Дома пионеров Москворецкого района. Его первым наставником стал бывший боевой летчик Г.И. Брыляков, который вернулся с фронта после серьезного ранения, обучал мальчишек моделированию, воспитывал их и учил дружить. Прожил недолгую жизнь, но остался в памяти кружковцев источником человеческого тепла и ума.

Начинал Мосяков с самых простых бумажных моделей. Затем строил планер по схеме, осваивал выполнение деталей модели по чертежам, учился запускать летательный аппарат в воздух и исправлять ошибки в конструкции. Следующими были комнатные модели – очень красивые, требующие тонкого подхода и кропотливого труда.

Авиамодельным спортом Мосяков занялся в 1955 г. Выступил на городском чемпионате в составе команды Москворецкого Дома пионеров с комнатной моделью схемы «летающее крыло» и занял личное первое место. В 1956 г. на таких же соревнованиях стал вторым, в следующем 1957 г. опять лидировал.

В 1957 г. Евгений завершил среднее образование в школе №555 на ул. Зацепа и год проработал помощником авиамодельного кружка в Доме пионеров на ул. Большая Полянка. В 1962 г. поступил в МВТУ им. Баумана, где его однокурсниками оказались еще два моделиста. Один из них известный опытный спортсмен В.В. Куманин организовал авиамодельный кружок в институте, и они участвовали в межвузовских соревнованиях.

В 1962 г. руководитель Московского авиамодельного клуба П.Г. Рывкин предложил Мосякову заняться кордовыми скоростными моделями. В Москве технически лидировал по этому классу Гаевский - начальник макетного цеха КБ им. Яковлева, которому спортивные нагрузки оказались уже не по возрасту. Молодых спортсменов почти не было. Скоростные модели привлекали Евгения возможностью применять новые компоненты. Обычно скоростники на двух кордах летали, а тут стали использовать один трос управления – монолайн. Осваивать это «ноу-хау» принялись С.Н. Житков и Мосяков.

На чемпионате СССР в 1962 г., проходившем в Киеве, Евгений показал скорость 166 км/ч и стал десятым. На следующий год чемпионат проходил там же, результат Мосякова 211 км/ч, 3-е место и попадание в сборную команду Российской федерации. В 1963 г. он получает звание мастера спорта.

На чемпионате мира в Венгрии (28.07-02.08. 1964 г.) сборная команда СССР по скоростным моделям была на третьем месте, а Мосяков стал восьмым - с результатом 219 км/ч (у чемпиона – 239 км/ч). Все полеты осуществлялись на монолайне. В 1964 г. на чемпионате СССР в Киеве Мосяков занял высшую ступень пьедестала почета с результатом 229 км/ч.

В 1965 г. с результатом 219 км/ч Евгений победил в финале 3-й Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта в Тбилиси. В 1966 г. в Харькове на чемпионате СССР показал скорость 223 км/ч и был третьим. В1967 г. на 36-м чемпионате СССР и 4-й Спартакиаде народов СССР показал скорость 210 км/ч и занял третье место. В последний раз выступил как скоростник в Харькове в 1968 г., занял 22 место с результатом 203 км/ч.

В вузе Мосяков выбрал факультет радиотехники и хотел заниматься радиоуправляемыми моделями. Но специальную аппаратуру (невысокого качества) имели только члены сборной по этому классу. Пытались с Куманиным проектировать ее самостоятельно, но технической базы не хватало и дело заглохло. В 1966 г. Евгений пришел работать в КБ «Компас», нашел там двух помощников, с которыми разработал более сложную аппаратуру. Не с дискретным управлением моделью (фиксирующим только три положения руля), а с пропорциональным, улучшающим ее маневренность.

Когда ФАИ официально утвердил новый класс «Радиоуправляемые модели-копии», Рывкин дал «добро» и в 1969 г. Мосяков с товарищами предъявили свою аппаратуру на Всесоюзных соревнованиях по радиоуправляемым моделям, проходивших в Орле. Спортсменам понравился созданный ими радиокомандный комплекс с частотным разделением каналов. Он был выполнен на высоком уровне и отличался большой помехоустойчивостью. Использовались полупроводниковые элементы. Моторчики вынули из купленных в Детском мире игрушек и поставили в модель. Такая была в те времена технология.

Официально участником соревнований Мосяков не был, пилотировать радиоуправляемую модель по правилам не умел. Когда главный судья в конце турнира предложил продемонстрировать пропорциональное управление на практике, Евгений отказался выступать. Тогда Б. Паценкер, неоднократный чемпион СССР, поднял его модель в воздух и одобрил аппаратуру – хотя она весила 850 грамм.

С кордовыми моделями Мосяков окончательно распрощался в 1971 г. и вплотную занялся радиоуправляемыми. В том же году на чемпионате СССР в Харькове занял 3-е место с моделью-копией любительского самолета Маевского. Набрал 752 очка и в итоге попал в сборную команду Москвы по радиоуправляемым моделям. В 1972 г. на 41-й чемпионат СССР в Киев поехал с копией «Литтл-тот» и занял первое место с 902 очками. В 1973 г. на чемпионате СССР в Минске вышел на второе место с 846 очками, причем разница между «золотом» и «серебром» составляла 1 очко.

В 1974 г. на 43-м чемпионате СССР в Кишиневе получил ноль очков, но команду не подвел. На стенде уверенно опережал соперников, но внезапно отказала аппаратура, коллеги быстро поставили из другой модели, взлетел, продержался в воздухе 2 минуты и зачет получил. Сильнейшим тогда стал С. Потапов (ВВС), который выступал с моделью Мосякова «Литтл-тот».

В 1975 г. на чемпионате СССР в Орле новая модель-копия «УТ-2» победила еще до полета: с суммой баллов 999 заняла первое место за точность исполнения. А потом выиграла в воздухе. Самолет Евгению помогал строить Б.В. Тарадеев - бывший летчик, инструктор МАК, который стал официальным тренером Мосякова. Делали модель (масштаб 1: 5) более трех лет. Причем «заложили» сразу три экземпляра: один – для тренировок, другой – для полетов на соревнованиях, третий – для судей на точность исполнения (чтобы и пылинки не было). На модели все до последней детальки соответствовало настоящей машине. В кабине сидела кукла-пилот. Маленький мотор объемом 10 куб.см развивал мощность около 1,5 л.с. и позволял летать со скоростью свыше 100 км/ч. В фюзеляже установили рацию. Перед спортсменом на земле находился миниатюрный пульт управления, напоминающий приборы управления настоящим самолетом. Модель по команде взлетала, выполняла все фигуры, которые делал прототип: петлю Нестерова, штопор, переворот через крыло, иммельман, бреющий полет и другие. Пять судей по 10-бальной шкале оценивали мастерство пилота.

В 1976 г. на 45-м чемпионате СССР в Харькове Мосяков на «УТ-2» занял второе место с 820 очками. В 1977 г. на 46-м чемпионате СССР в Серпухове лидировал с 944 очками. В дальнейшем Мосяков выступал с моделью-копией «Акростар» и больше своих моделей не строил. В 1978 г. на 47-м чемпионате СССР в Алитусе завоевал «бронзу» с 848 очками. В 1979 г. в рамках чемпионата СССР в Каховке проводилась 7-я Спартакиада народов СССР, где был третьим. В 1980-81 гг. на 49-м и 50-м чемпионатах СССР в Ессентуках и Алитусе опять завоевывал бронзовые медали.

Свою аппаратуру Мосяков использовал только в показательных выступлениях. Когда была изготовлена модель «УТ-2», Мосякову и Тарадееву дали в Московском авиамодельном клубе немецкую аппаратуру. В то время она была передовой, сделана по типу аналоговых, четырехканальная. С этой аппаратурой они летали в период с 1971 по 1981 годы. Потом ее передали другому спортсмену.

Одновременно со спортивными достижениями получила развитие и профессиональная деятельность Евгения Алексеевича. В конструкторском бюро, где он трудился после окончания МВТУ, начался новый технический проект – разработка радионавигационных систем. Мосяков быстро вошел в курс дела и стал одним из ведущих специалистов КБ. Уже в 1968 г. система вышла на испытания и к разработке проявили интерес представители Вооруженных сил СССР. Активно участвуя в этом процессе, Мосяков получил 30 авторских патентов (из них 12 зарубежных). Ему предложили стать главным конструктором следующей системы – навигационной. В 1970-х годах возникла дилемма: серьезные занятия моделизмом или карьерный рост.

Однажды Е.А. Мосякова пригласили к руководству ЦК ДОСААФ и предложили заниматься исключительно спортом. Идея принадлежала Ю.А. Сироткину. Обещали должность в Центральном клубе, высокую зарплату, свободный график. Но главным условием было участвовать на соревнованиях в составе сборной команды и на уровне чемпионата СССР занимать место в тройке призеров. То есть авиамоделизм из просто увлечения становился работой с целым рядом обязательств. Мосяков отклонил это предложение.

Он трудился в Московском конструкторском бюро с 1964 г. по 2001 г. Постепенно поднимался по служебной лестнице: инженер, старший инженер, ведущий инженер, начальник лаборатории, главный конструктор радионавигационной системы, заместитель директора по научной работе, главный конструктор МКБ, главный инженер. Стал носителем секретной информации со всеми вытекающими последствиями. Защитил кандидатскую диссертацию. Был доцентом, проректором по высшему образованию ГОУ МАРТИТ, профессором кафедры «Радиосистемотехника».

Обладая огромными теоретическими и практическими знаниями, Евгений Александрович вместе с соавторами Ю.Г. Шатраковым и М.С. Эйдельманом написал и издал книгу «Морские радионавигационные системы». За научные работы, связанные с проектированием и созданием военно-морских объектов он был отмечен медалью «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов».

За свои заслуги перед страной Е.А. Мосяков награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «300 лет российскому флоту», медалью «Ветеран труда» и медалью «850 лет Москвы». Его спортивные достижения отмечены медалью им. Трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. От души желаем ветерану авиамоделизма доброго здоровья и благополучия!

Елена Астахова, фото Вячеслава Тимофеева

Дата размещения: 15.04.19г.


Другие новости:

Приглашаем на Чемпионат и Первенство центрального федерального округа по кордовым пилотажным моделям самолетов F-2B

Приглашаем вас принять участие в Чемпионате и Первенстве центрального федерального округа по кордовым пилотажным моделям самолетов класса F-2B. Соревнования состоятся в гостеприимном городе Ал... [ читать дальше ]


Приглашаем на фестиваль Авиамодельного спорта России в город Великие Луки 28-29 июня 2019 года

Уважаемые друзья, коллеги и любители Авиамодельного спорта!С 28 по 29 июня 2019 года в городе Великие Луки на территории аэродрома пройдет 10 - Юбилейный Фестиваль авиамодельного спорта России... [ читать дальше ]


Как переделать детский планер в радиоуправляемый самолет

Переделал дешевый китайский планер в радиоуправляемый самолет. Весь сетап в видео, но если будут вопросы, прошу в комментарии. ... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2019 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.