AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Международная выставка авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2011 завершила работу.

Многомиллиардных контрактов заключено не было, но важные тенденции проявились. Россия пока среди ведущих экспортеров вооружения и военной техники. И останется там, если наши торговцы оружием смогут оперативно и адекватно реагировать на вызовы времени и ту ситуацию, которая на весьма специфическом рынке может развиваться долго, но измениться мгновенно.

Напомним, салон LIMA, получивший свое "столично-перуанское" название по имени острова Лангкави, где он проводится с 1991 года, сразу стал очень заметным в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и всей Юго-Восточной Азии (ЮВА). Авторитет ему создало в немалой степени то, что с середины 1990-х до начала 2000-х самым, наверное, активным и ярким участником была наша страна. Начало девяностых, как известно, характеризовалось просто необузданной экспансией российских торговцев оружием на мировом рынке. При этом огромную активность проявляли не только госкомпании и госпредприятия, но и частные лица. Казалось, безграничный экспорт различных вооружений и военной техники сулит не только стабильную прибыль в государственную казну, но и бурный прогресс в оборонной промышленности. Не все надежды оправдались, но кое-что сделано было.

Одним из самых бурных и представительных оказался салон 1997 года. Тогда в рамках авиационной экспозиции демонстрировалась даже бронетехника, а на военно-морском показе можно было увидеть итальянские подводные лодки и российскую дизельную "Варшавянку", пришедшую своим ходом с одной из баз ТОФа. Немцы привезли фанерный макет "Еврофайтера", в надежде, что этот истребитель привлечет внимание на рынке Юго-Восточной Азии. Россия показывала свой боевой Ка-50, ставший чуть ли главной звездой салона, различные версии модернизированного Ми-8, опять же модернизированный Ми-29, который уже встал на вооружение Королевских ВВС Малайзии. Было немало интересных презентаций и на салонах 99-го, 2001-го и 2003-го годов. Тогда наши экспозиции просто доминировали на салонах LIMA. Интерес к ним был большой, так как для многих стран АТР и ЮВА Россия открывалась с новой, военно-технической, стороны. К тому же, вооружение и военная техника, которую наши уполномоченные представители предлагали на экспорт, тогда по критерию цена-качество выигрывали у потенциальных конкурентов.

Постепенно Россия вошла в рынок двух крупнейших регионов планеты. Одновременно с этим структурировалась наша экспозиция на салонах LIMA. Стала она более традиционной. Натурные образцы техники привозить перестали, так как это удовольствие дорогое. На стендах стали выстпавляться модели известного ряда самолетов-вертолетов и систем ПВО.

Салон LIMA-2011 можно считать ординарным и предсказуемым, сенсаций на нем не было, хотя это тоже как сказать. Они были, но как некие прорывные проекты на оружейном рынке нашей страной не заявлялись. Упор делался, и, наверное, это правильно, на дальнейшую популяризацию таких проектов как Су-30МК, МиГ-35, Як-130, всей линейки систем концерна ПВО "Алмаз-Антей", гражданских лайнеров "СухойСуперДжет" и МС-21. Все обычно, все спокойно.

А ведь могла в рамках нашей авиационной экспозиции состояться настоящая сенсация.

Слабым местом российских истребителей является их защита от высокоточного ракетного оружия, установленного на самолетах западного производства. Локальные конфликты минувших лет это только подтверждали. Даже в Югославии хорошо подготовленные пилоты, летавшие на МиГ-29 советского производства, были бессильны перед истребителями НАТО в воздушных поединках. Зачастую сербов сбивали еще на взлете.

Рядом с российской экспозицией на салоне LIMA-2011 находился стенд белорусского предприятия со скучным названием "558 авиационный ремонтный завод". Между тем, специалисты этого завода сделали то, что пока еще не по силам ни одному специализированному КБ России. Они создали аппаратуру индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием - "Сателлит". Размещается аппаратура в специальном контейнере, который крепится на внешней подвеске истребителей. В свою очередь, к контейнеру крепится уже штатное вооружение самолета.

В "Сателлите" реализовано множество ноу-хау, которые позволяют сделать те же МиГ-29 или Су-30МК неуязвимыми для самых "умных" ракет противника, наводящихся по радиолокационным каналам. Вокруг защищаемого самолета создается рой виртуальных ложных целей, которые и атакует вражеская ракета.

Установи наши спецэкспортеры такие контейнеры на предлагаемых инозаказчикам истребителях, и их рыночная конкурентоспособность сразу бы возросла. Выиграли бы и белорусы и российские авиастроительные предприятия. Более того, ВВС нашей страны надо бы без промедления начать заказывать 558-му заводу комплекты "Сателлитов" в количестве, достаточном для оснащения противоракетной защитой всех остающихся в строю истребителей.

Решение простейшее, но более чем насущное с учетом состояния отечественного авиапарка боевых самолетов и уровнем подготовки их пилотов. А ведь это простое креативное решение могло бы, стоит повторить, помимо усиления мощи ВВС, многократно повысить экспортный потенциал российских истребителей.

Увы, сенсации не состоялось, хотя на Западе ничего подобного в плане антиракетной защиты пока еще нет.

ВВС России, надо отдать должное, приступили к оснащению боевых вертолетов Ка-52 и многоцелевых Ми-17 системами оптико-электронной защиты от тепловых головок самонаведения "Президент-С". Такие системы практически стопроцентно гарантируют защиту от ракет типа "Стингер". Опять же на Западе аналогов пока нет. Это наша сенсация. Однако на салоне LIMA-2011 ни один из макетов вертолетов не был оснащен макетиками "Президентов". И в красивом видеопредставлении ударной мощи Ка-52, которая демонстрировалась на большом экране, никак защита от ПЗРК не обозначалась. И это непонятно.

Удивительно, но именно в России технически реализована, основанная на оригинальных принципах, система измерения различных параметров полета вертолетов, которую не смогли первыми сделать даже в США. Традиционно, истинно по-русски, названа она "очень ярко": СИВПВ-52. Создали систему и показывали ее на своем скромном стенде представители предприятия "АЭРОПРИБОР-ВОСХОД". Вот только кто мог проявить интерес, кроме уж очень узких специалистов, к этому СИВПВ, хотя подобной системы контроля нет ни у "Апача", ни у "Тигра"? Зато она стоит на Ка-52. Но опять же, никак на общем видеопредставлении вертолета не отражалась, хотя дополнительный интерес к вертолету вызвала бы однозначно.

Сенсационной остается ракетная контейнерная установка "Клаб-К". Ее представляло на LIMA-2011 предприятие "Моринформсистема-Агат". Аналогов в мире нет. Появление "Клаба-К" - это настоящая революция в боевом кораблестроении. В принципе, отпадает необходимость строить дорогущие корабли-ракетоносцы. Их возможностями могут обладать гораздо более дешевые гражданские суда.

Впервые даже американские специалисты крупнейшей корпорации, специализирующейся на создании систем управления ракетным оружием, подошли к разработчикам "Клаб-К" и выразили свое уважение. По их словам, русские создали настоящее чудо ракетной техники - простое и более чем эффективное, до разработки которого американцы первыми просто не додумались. А теперь вот будут этим заниматься очень активно.

Увы, руководители официальной российской делегации, принимавшие глав многочисленных представительных делегаций на площадке экспозиции "Рособоронэкспорта", к стенду, где демонстрировался "Клаб-К", никого не направляли, эту систему, как уникальную российскую разработку, не презентовали.

Из кораблестроителей на салоне LIMA-2011, был представлен лишь Зеленодольский завод имени А. М. Горького. И он тоже находился как-то вне зоны высокого внимания тех, кто возглавлял российскую делегацию. А ведь фрегатами проекта "Гепард-3.9" интересуются во многих странах АТР и ЮВА.

Вьетнам уже осваивает два таких фрегата и заявил о готовности купить еще два. Жаль, что контракт не был подписан именно в рамках салона LIMA-2011. Фрегаты имеют очень хорошие мореходные качества и мощное ракетно-артиллерийское вооружение.

В частности, они оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом нового поколения "Пальма". Изюминка установки в оригинальной оптико-электронной системе управления и новой сверхзвуковой двухступенчатой ракете "Сосна-Р". По массогабаритным характеристикам это одна из самых мощных в своем классе ракет в мире. Система наведения "Пальмы" и ракетно-пушечное вооружение позволяют поражать все типы воздушных целей с вероятностью близкой к ста процентам. Причем практически вся работа по поиску целей и управлению огнем осуществляется в автоматическом режиме.

Россия одна из последних приступила к созданию оптико-электронных систем управления огнем. Но, как оказалось, наши разработки сейчас даже в чем-то лучше западных аналогов. Интерес именно к "Пальме" был высок.

Помимо боевых кораблей в Зеленодольске строят гражданские суда. В частности, сейчас завершаются ходовые испытания быстроходного пассажирского судна проекта А145. Представлен на салоне в Малайзии он был только в виде плакатов, но внимание привлек. По словам представителя судостроительного предприятия Рафиса Фатыхова, ряд местных судовладельцев проявил к скоростному пассажирскому судну уже чисто коммерческий интерес. Если бы была возможность привести построенное судно на салон, то он бы мог стать гвоздем его морской экспозиции.

Пример Зеленодольска говорит о том, что уровень отечественных судостроительных технологий и культура проектирования кораблей и судов различного назначения совсем не низкий. И не стоит падать ниц перед западными и восточными гигантами судостроения. Мы тоже не лыком шиты.

Подводя итог, можно сказать, что основа российского вооружения достаточно крепкая, что позволяет сохраняться его экспортному потенциалу. Однако пришло время уделять внимание мелочам, которые могут сыграть иной раз и ключевую роль в выборе заказа. Свои даже небольшие достижения надо подавать с размахом, денег на это не жалея. На утверждение, что те, кому надо и так все знают, можно сказать, что есть и такие, которые делают все, чтобы те, кому надо - ничего о российском потенциале не узнали.

И пора, наконец, спецэкспортерам решить вопрос с поставками запчастей. Если американцы и европейцы осуществляют замену сломавшейся детали в течение нескольких часов, в крайнем случае, за сутки, то срочная поставка из России аналогичной детали может длиться… год. Это за пределами разума.

Салон LIMA-2011 завершился красочным воздушным шоу, на котором самым ярким представлением стал высший пилотаж группы МиГ-29Н "Курящие бандиты". Затем на аэродроме прямо около самолетов была разложена для продажи различная продукция с символами того или иного истребителя. Больше всего народу собралось вокруг Су-30МКМ. Российские истребители в Малайзии любят. И уступать американцам рынок этой страны никак нельзя.

Источник: газета «Российская газета».

Дата размещения: 13.12.11г.


Другие новости:

Универсальный самолет от компании Lockheed Martin: контролер и спасатель.

Компания Lockheed Martin продемонстрировала возможности своей системы воздушного наблюдения в ходе европейских учений, проводимых FRONTEX. Агентство FRONTEX занимается охраной и наблюдением за внешним... [ читать дальше ]


Boeing 787 "Dreamliner" устанавил рекорды скорости и дальности полета.

Компания "Боинг" установила два мировых рекорда на самолете 787 Dreamliner, задав новые стандарты скорости и дальности полета для данной категории воздушных судов.... [ читать дальше ]


Самолеты смогут летать и в "пепельную" погоду.

Недавно исландские сейсмологи заявили, что в скором времени Европу может накрыть гигантское облако вулканического пепла, и авиасообщение в регионе чуть ли не целый месяц будет парализовано. Однако уче... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2019 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.