AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Referer: videos tags best

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

В США испытывается беспилотный орбитальный корабль Х-37В.

Пока в России продолжается кризис авиастроения – за 20 лет не создано ни одного экспериментального летательного аппарата – за рубежом ведутся интенсивные разработки перспективных машин. Так, во Франции проходит испытания скоростной гибридный вертолет Х-3 компании «Еврокоптер» с расчетной скоростью полета 430 км/ч. Под похожим шифром Х-37 в США испытывается беспилотный орбитальный корабль. Любопытно, что Х-37 предназначен для решения тех же задач, что и отечественная воздушно-космическая система (ВКС) многоразового использования «Спираль», разработка которой началась в середине 1960-х в ОКБ А.И. Микояна.

В те годы говорить о создании полноценных автоматических аппаратов, способных решать разнообразные военные задачи, не приходилось. Спустя 40 лет ситуация изменилась. Появилась возможность исключить человека на борту вместе с тяжелыми и громоздкими системами обеспечения жизнедеятельности и спасения. Существенное изменение претерпело и радиоэлектронное оборудование. Оно стало более легким и экономичным, что благоприятно сказалось на весовой отдаче аппарата. Все это способствует увеличению продолжительности автономного полета аппарата.

Однако в России не все потеряно. Так, опыт, накопленный при создании «Спирали», позволит создать боевой беспилотный космический аппарат – аналог Х-37 – при значительно меньших затратах, главное не «перегибать палку» при разработке требований к нему. Если этого не предпринять, то авиационно-космическая отрасль продолжит свою деградацию в интересах США и Евросоюза, в ущерб собственной национальной безопасности.

ВКС «Спираль» состояла из самолета-разгонщика, орбитального самолета и отделяемого разгонного блока. Главным звеном системы должен был стать пилотируемый космический аппарат, предназначавшийся для борьбы с космическими аппаратами вероятного противника, фото- и радиолокационной разведки, нанесения ударов ракетами класса «орбита–земля».

Идею создания «Спирали» инициировали молодые специалисты ЦНИИ-30 Министерства обороны СССР, организованного в 1960 г.

Старт аппарата происходил с обычного аэродрома с использованием колесного шасси. После достижения гиперзвуковой скорости на высоте 28–30 км отделялся орбитальный самолет с разгонным блоком, обеспечивавшим выход на околоземную орбиту. Не исключалась возможность выведения орбитального самолета в космос и с помощью обычной ракеты-носителя подходящей грузоподъемности.

Расчеты показали, что при стартовом весе системы 115 тонн на полярную орбиту высотой 130–150 км можно вывести 10,3-тонный орбитальный самолет. А какова будет коммерческая нагрузка – всецело зависело от веса комплектующих изделий.

Возвращаясь на землю, дальность полета орбитального самолета могла изменяться от 4000 до 6000 км, а боковое отклонение, как минимум,

1100 км в любую сторону, что позволяло приземлиться на заданный грунтовый аэродром (II класса) Советского Союза с любого из трех витков. Грунтовый – потому что в качестве посадочного устройства выбрали не колеса, а … лыжи.

Для натурной отработки орбитального самолета предусматривалось изготовление экспериментального пилотируемого аналога, выводимого на орбиту ракетой-носителем «Союз».

Ему предшествовали три космических аппарата «Бор» (беспилотный орбитальный ракетоплан), запускавшихся с помощью одноразовых ракет-носителей, и один пилотируемый дозвуковой самолет-аналог «105.11».

Летные испытания изделия «105.11» начались осенью 1975 г. и продолжались в течение трех лет. К тому времени в СССР полным ходом разрабатывалась многоразовая ракетно-космическая система «Энергия»–«Буран», ставшая ответом американскому «Спейс шаттлу», и разработку «Спирали» прекратили. Но результаты труда сотрудников НПО «Молния» еще можно спасти, если использовать разработки 1960-х, причем довольно быстро и с минимальными затратами, для создания космического беспилотного аппарата, способного противостоять американскому Х-37В. Вопросы аэродинамики, теплозащиты, управления, включая автоматическую посадку, нами решены. Главное – не забывать уроки истории и не гнаться за американцами, а создавать свой продукт на основе имеющегося значительного задела. Дело за малым, за принятием решения, ведь космос по-прежнему остается местом военного соперничества пока еще двух держав.

Спустя свыше 30 лет после начала разработки «Спирали» компания «Боинг» в США приступила к разработке аналогичного, но беспилотного орбитального корабля по программе СМВ (SMV – Spacе Maneuvering Vehicle). На первом этапе эксплуатации СМВ предлагалось использовать воздушный старт с доработанного самолета «Боинг-747».

Для экспериментальной отработки корабля были последовательно созданы пять беспилотных аппаратов, вершиной которых стал Х-37В. Согласно зарубежным источникам, этот аппарат должен стать составной частью перспективной многоразовой транспортной системы военного назначения для доставки на околоземную орбиту до 540 кг грузов.

Первый испытательный полет машины, сброшенной с самолета-носителя, состоялся 7 апреля 2006 г. Спустя четыре года, 22 апреля, аппарат Х-37В с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» был выведен на околоземную орбиту. Его миссия была завершена 3 декабря того же года с посадкой в автоматическом режиме по-самолетному.

В начале марта (5 или 6 числа) 2011 г. в космос был выведен второй экземпляр аппарата. Первоначально планировалось, что его полет займет девять месяцев, но миссия Х-37В затянулась более чем на год.

Цели и задачи, стоящие перед «беспилотником», не разглашаются, но, судя по публикациям, они носят сугубо военный характер. Согласно официальной версии, основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям, X-37 будет применяться в разведывательных целях. Ряд зарубежных экспертов склоняются к тому, что X-37B является прототипом будущего космического перехватчика, позволяющего при необходимости выводить из строя спутники и, возможно, наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты, т.е. решать те же задачи, что предназначались советской «Спирали».

Официальный представитель ВВС США подполковник Том Макинтайр на встрече с представителями прессы сообщил: «Мы очень довольны результатами продолжающегося эксперимента. Программа X-37B помогает устанавливать стандарты для космопланов многоразового использования». Он не стал уточнять, сколько еще пробудет на орбите аппарат, сказав лишь, что «после того, как будут достигнуты все поставленные цели, мы завершим эту миссию».

Аппарат, оборудованный панелями солнечных батарей, способен маневрировать в космосе, быстро меняя орбиту. Он может доставлять небольшие грузы в космос и использоваться для различных исследований и испытаний нового оборудования.

Начало следующей миссии X-37B запланировано на осень 2012 г.

Николай Якубович

Опубликовано в журнале «Авиапанорама» №4-2012

Дата размещения: 16.09.12г.


Другие новости:

Представлен самолет на солнечных батареях "Электра Уан Солар" на Международной авиационно-космической выставке ИЛА-2012.

На Международной авиационно- космической выставке ИЛА-2012, открывшейся 11 сентября на территории строящегося международного аэропорта "Берлин-Бранденбург интернэшнл" в пригороде германской столицы Шё... [ читать дальше ]


В Берлине открывается Международный авиасалон ИЛА-2012, в работе которого примут участие свыше 1200 экспонатов.

Свыше 1200 экспонатов из 36 стран и около 270 летательных аппаратов примут участие в работе международной авиационно- космической выставки ИЛА - 2012, которая открывается сегодня в Берлине. Впервые он... [ читать дальше ]


Перспективы Российской гидроавиации обозначились на Гидроавиасалоне - 2012.

Завершившаяся в Геленджике девятая международная выставка "Гидроавиасалон-2012" обозначила перспективы российской гидроавиации на ближайшие годы - производители ОПК будут поставлять новые самолеты-амф... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2019 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.