AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Репортаж с крупнейшей выставки-ярмарки реактивных моделистов Jet Power 2012.

Увы и ах, но РусДжет досрочно покинул этот невероятно интересный и полезный праздник жизни. К сожалению, не удалось спланировать поездку так, чтобы задержаться на все три дня. Но честное слово, это не от лености, а исключительно для пользы дела. Это ведь только так кажется, что в году дней много, на все хватит :)

Можно ли говорит об итогах поездки? А вы знаете, нет, нельзя. Совершено неподходящее слово "итоги", несмотря на то, что ярмарка проводится в конце летного сезона, это вовсе не подведение итогов, скорее, это как показ мод, на котором можно будет прикинуть, что будут носить следующим летом. Так что можно говорить только о тенденциях, отнюдь не об итогах.

Ярмарка в этом году не простая, и по многим причинам. Ну во-первых, она юбилейная, десятая по счету, а во вторых... Но лучше по порядку.

Первое, что бросается в глаза, огромное количество людей. Гораздо больше, чем в прошлом году. Качество ярмарки заметно изменилось в лучшую сторону. Возможно причиной тому как общий кризис в экономике, так и окончание экстенсивного роста модельного рынка. Сейчас уже никого не удивишь просто большой моделью, даже если она копийная. На рынок очень активно выходят самолеты новых видов и типов.

Единственной копийной новинкой были несколько вариантов "брата" Як-130 в виде полу-, четверть-, и почти копий самолета MB-346. Особенно мило он смотрелся в пустынном камуфляже с синими израильскими звездами на крыльях и фюзеляже :) Кроме этой модели, никаких копийных новинок, за исключением громкой заявки со стороны нашего соотечественника, бронзового призера в классе F4G, Бориса Сатовского, не было замечено. Борис на своем стенде представил корки самолета Су-34, в масштабе 1:7. Будущая модель просто поражает воображение размерами! Видимо, конечная модель будет состоять из нескольких секций, поскольку уложить такой фюзеляж даже в микроавтобус будет проблематично, мне кажется. Но это впечатления так, на глазок. Надо было не полениться, да спросить общую длину. При беглом осмотре модель производит впечатление хорошей проработки копийных обводов, но я не увидел никаких следов расшивки, так что мне лично не совсем понятны копийные перспективы модели. Если я правильно понял, начало коммерческих продаж корок через 6 месяцев. Думаю, что не ошибусь, что большинство тех, кто подходил к стенду с Су-шкой Бориса (а подходили к этому стенду хоть раз наверно все как участники, так и зрители) мысленно произносили "Чертовы русские, опять они затеяли новый проект невиданных масштабов".

Не секрет, что копиисты являются локомотивом развития рынка реактивных моделей, именно они и стоят у истоков этого движения, но тем не менее, в этом году очевиден новый подход к формированию продуктовой линейки у продавцов моделей под реактивный двигатель. В очень большом количестве представлены модели, не имеющие реальных прототипов. Как правило, модели небольшого размера, полтора, два метра размахом. Копийность тут полностью принесена в жертву аэродинамическим качествам и себестоимости производства. На мой взгляд это следствие тех процессов, что сейчас протекают в целом в экономиках развитых стран. Потребность в хорошо летающих, недорогих моделях возросла, а вот спрос на копии, полу- и четвертькопии упал вследствие насыщения рынка. Ведь далеко не все стремятся стать копиистами. В США, например, огромное количество платежеспособных пилотов выходного дня, которым приелись вечные Сейбры vs Миг-и и даже, о Боже, F-15, но которые не прочь прохватить по прямой на красивой модели.

Относительно небольшие размеры подобных моделей могли быть как следствием, так и причиной появления недорогих движителей, не только турбореактивных, но и импеллеров. Уже сейчас можно уверенно утверждать, что порог вхождения в реактивный моделизм радикально снизился, благодаря относительно дешевым движителям и моделям. Без преувеличения этот сегмент можно назвать царством электричества. Да, есть приличный выбор маленьких турбин, но импеллер очень эффективен и намного дешевле. Кстати, кто подумал о шубелеровских импелерах в этом разрезе, советую немного остыть. Шубелеровские импеллеры это отдельный мир.

Увы, но за прогрессом не особо успевают производители фурнитуры. Если выбрать двигатель и электронику можно без особых затруднений, то с выбором ретрактов придется потрудиться. К сожалению, производители электрических систем уборки-выпуска шасси не успевают за прогрессом, их продукция представлена довольно скудно, в отличие от производителей пневматических систем, которые безоговорочно доминируют сейчас на рынке.

Как в свое время с планерами, так и сейчас, различные производные ЕПП задают тон в выборе материала для подобных моделей. При нынешних технологиях совершенно бес проблемно можно выпускать модели размахом до полутора метров, рассчитанных на установку реактивного движителя. И если в планерах ЕПП остается материалом для постройки моделей исключительно хоббийной направленности, то в реактивном моделизме у него гораздо более радужные перспективы. Ребята из READY2FLY предлагают модели размахом примерно 1,2 метра, выглядящих очень привлекательно. Прямо на выставке можно было приобрести их разработку, полукопию Venom. В минимальной комплектации стоимость модели 130 евро, в комплектации без регулятора, батареи и приемника, но со всем остальным, 330 евро. Вес и размеры модели открывают очень широкие перспективы для моделистов не только хоббийой направленности. Как никогда становятся осуществимыми планы создания пилотажных групп, или хотя бы пар. А общая продольная динамика моделей подобного уровня в относительно тихую погоду сравнима с подобной у "большой" реактивной модели, что очень благоприятно в плане перехода на больший размер. В хорошем ассортименте представлена светотехника для подобных моделей. Кстати сказать, эти ребята дожали Виталия Робертуса, и он пообещал им свое фото на коробку практически готовой модели Як-130 в таком же типоразмере :) Нам по секрету был показан на видео летный прототип. Надо сказать, что выглядит очень здорово. Интересно, была ли у какого либо реального самолета столь короткая дорога от прототипа до модели?

Если же ждать не хочется, то в таком же типоразмере можно было без труда приобрести модели МиГ-15 из ЕПП, в корейской раскраске. Сейбров не увидел, но можно было купить на стенде СебАрт Джину (Fiat G-91), или не мене епп-шный МиГ-29 в раскраске "Стрижей" и двумя импеллерами с отклоняемым вектором тяги. Отрадно, что экономический спад в Европе заставляет производителей конкурировать все сильнее, что самым благоприятным образом сказывается на ценах :)

Не остались обделенными и любители огромных моделей. Традиционно, самые большие самолеты представлены компанией "Авиэйшн дизайн". Как и в прошлом году, их стенд больше напоминает ангар настоящей авиации. И хоть внешний вид больших моделей не претерпел существенных изменений, очень заметно изменение поведения в полете. Похоже, все производители кинулись максимально облегчать вес своих изделий для того, чтобы они, ну если не стояли вертикально, то по крайней мере без труда могли лететь с запредельными углами атаки без сваливания на крыло. Кстати, в этом году все постарались представить модели с дельтовидным крылом. Косвенно о тенденциях к максимальному облечению моделей и одновременным увеличением их размеров, для снижения удельной нагрузки на крыло, говорили полеты в пятницу. В этот день довольно неприятно поддувал ветер через ангары, образуя над полосой очень неравномерную воздушную среду. И пилоты практически всех больших самолетов отчаянно газовали на взлете, хотя это и не сильно спасало. Все равно очень заметна была болтанка.

Как и в прошлом году, очень широко представлены копийные фюзеляжи для вертолетов. Вот тут действительно, русским духом не пахло. Ни одной модели отечественного авиапрома замечено не было. А те же модели, которые были выставлены, удивляли очень тщательной проработкой копийных деталей. Правда, полетная программа вертолетов была не такой насыщенной, как в прошлом году.

Отчасти это можно объяснить еще одной тенденцией, ярко проявившейся в этом году - групповые полеты. Очень много летали и парами, и довольно большими группами по 5 моделей одновременно. И ведь было, на что посмотреть! Уровень летной подготовки невероятно поднялся, по сравнению с прошлым годом. Теперь групповые полеты уже не напоминают последовательность случайностей, по причине которых самолеты не столкнулись в воздухе :) Очень уверенный пилотаж всех, без исключения, кто выступал группой.

Очередная интересная тенденция на Западе. Увы, но в России сейчас никто не занимается этим серьезно, а жаль. Жаль потому, что совершенно очевидно смещение общего модельного тренда в сторону шоу. Ведь такой формат наверняка привлечет в разы больше зрителей, чем довольно скучный, размеренный полет копии по программе Чемпионата. И теперь у нас опять маячит на горизонте отставание от общих для большинства в авиамодельном мире направлений в авиамоделизме.

Само собой, только одно название Jet Power заставило всех значимых производителей модельных турбин показать свой товар лицом. Тут тоже свои тенденции, одновременно появляются все более мощные турбины, и в тоже время уменьшаются их размеры и сложность исполнения. Год от года все больше периферии перебирается непосредственно под кожух реактивного мотора. Говорить предметно в рамках сообщения о таких сложных вещах трудно, а может быть и невозможно. Так что не судите строго, особых подробностей не будет. Практически всю информацию можно почерпнуть из фирменных каталогов. Главное, это то, что развитие технологий в турбинном бизнесе отнюдь не остановилось, и даже не замедлилось. Говорить о ярких прорывах не приходится, но зная об общей западной психологии "выжать все до копеечки", их ждать не следует.

Отдельно скажу об одном из самых важных компонентов ярмарки. А может быть даже и важнейшем :) Именно у стендов этих компаний крутилось больше всего народа, именно в кассах этих стендов было оставлено больше всего денег (ну вы понимает, что это оценочное суждение, надеюсь?). Так что же это за стенды такие волшебные? А стенды эти волшебные - стенды продавцов всякой мелочевки и инструмента. Высокий спрос на инструмент чутко отражает количество тех, кто желает делать что нибудь своими руками, что не может не радовать. Далеко еще не все перешли в разряд покупателей готового, а значит можно ждать появления новых идей и конструкций. Что касается мелочевки, то тут речь идет о мелкой фурнитуре, типа клапанов, фиттингов, различных шлангов, пленок, клеев, шпаклевок и так далее. Такое впечатление, что спрос на такую продукцию растет экспоненциально.

Очень не хотелось покидать ярмарку. Кроме того, что я не успел тщательно исследовать целую половину одного из ангаров, очень не хотелось выпадать из необычайно дружелюбной атмосферы. Если в прошлом году наш клуб встречали со сдержанным оптимизмом, то в этом году мы совершенно искренне обнимались-здоровкались теперь уже со старыми знакомыми из разных стран, делились новостями и планами. Люди откровенно радовались нашим успехам, и сочувствовали неудачам. В эти моменты отчетливо понимаешь и чувствуешь себя частью очень большого мира. Причем не только авиамодельного.

Не думаю, что я своим сообщением ответил на все вопросы тех, кто там не был, да я и не ставил такой цели. За рамками осталась практически вся электроника, хотя и там есть заметные невооруженным глазом тенденции. Хочется верить, что мне удалось показать, сколь интересной и интригующей была ярмарка в этом году, и как многое определяется именно в эти три осенних дня каждый год.

Kirill Agafonov (РусДжет)

Дата размещения: 18.09.12г.


Другие новости:

Появились фотографии нового китайского истребителя J-21.

Оружейный интернет-блог bbs.tiexue.net опубликовал фотографии нового китайского истребителя, схожего по конструкции с американскими F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Как пишет Flightglobal, самолет, пр... [ читать дальше ]


Компания Airbus поведала о модели самолета-2030 с прозрачным дном.

Модель самолета 2030 года уже разработана компанией AirbusКонструкторские особенности нового самолета заключаются в увеличении длины крыла и уменьшении его толщины. Двигатели встроены наполови... [ читать дальше ]


LMAMS - легкий и страшный миниатюрный беспилотник - камикадзе.

Армия США к 2016 году планирует получить миниатюрный беспилотник-камикадзе, способный уничтожать живую силу и технику противника. Дальность полета боеприпаса, разрабатываемого в рамках программы Letha... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2019 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.