AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Статья вице-президента Федерации авиамодельного спорта в Украине Михаила Захарова - Советский авиамоделизм был лучшим в мире!

В независимой Украине авиамоделизм перестал быть массовым занятием детей, юношей и взрослых. Полезное и общедоступное увлечение сегодня трансформировалось в хобби, которое может себе позволить далеко не каждый. О нынешнем состоянии авиамоделизма и авиамодельного спорта рассказал вице-президент Федерации авиамодельного спорта в Украине Михаил ЗАХАРОВ.

— Авиамоделизм всегда был увлечением людей технического склада ума. Справедливо ли это утверждение сегодня?

— Авиамоделисты с удовольствием говорят о принадлежности авиамоделизма к исконно техническим увлечениям, хотя сегодня это не совсем так. Раньше запускать самодельные модели могли только близкие к технике люди, как, скажем И.Сикорский и двигателист А.Микулин. «Нетехнари» лишь наблюдали за разворачивавшимся в небе захватывающим действом.

Так продолжалось десятилетиями, начиная с довоенных времен. Кстати, среди закончивших в 30-е годы школы авиамоделизма было много будущих авиаконструкторов и отличившихся затем в боях в годы Великой Отечественной летчиков.

Тогда авиамоделизмом и авиамодельным спортом ведал ДОСААФ. Точнее, в части спорта им занимался Госкомспорт, а ДОСААФ всем остальным — финансированием и организацией. Обоснованием всесторонней господдержки служило то, что все это якобы нужно для армии. Но это не вполне соответствовало действительности.

Почему же только для армии? Многие некогда юные авиамоделисты позже становились математиками, рабочими авиазаводов, золотые руки которых так ценил конструктор Антонов. Известно, что он без колебаний брал на работу любого, кто серьезно занимался конструированием моделей.

Уже не тот авиамоделизм

В последние десятилетия авиамоделизм сильно изменился. Желающему запустить модель в небо больше нет необходимости самостоятельно изготавливать каждую деталь, на что раньше уходили месяцы. Сегодня создана целая индустрия производства спортивных снарядов, которые принято называть авиамоделями. Каждый может купить готовые узлы или уже собранный самолет. Чаще всего это те, кто занимается бизнесом и не хочет или не может тратить на это свое время.

Произошло расслоение — одни взяли на себя роль изготовителя моделей, другие стали их покупателями. Главными производителями авиамодельной техники закономерно остаются страны бывшего СССР.Одни специалисты делают двигатели, другие — радиоуправляемые модели, третьи — что-то еще. Есть и такие, кто решил зарабатывать менее энергозатратным трудом, чем конструирование моделей, а модели покупать.

У такой ситуации есть существенный минус. В СССР занятие авиамоделизмом было намного демократичнее, чем сегодня. Заниматься им мог каждый желающий независимо от финансового достатка. Сегодня же это дети либо обеспеченных родителей, либо спортсменов.

Приведу такой пример. Недавно закончился чемпионат мира по свободно летающим моделям, где украинские юниоры заняли первое командное место. Кандидатом в сборную был мальчик из Одессы, который уже 3 года мечтает в них поучаствовать. Но он живет без отца, а у мамы нет тысячи долларов на оплату поездки. Она и в газеты писала, но так никто и не помог.

Обидно: ведь Одесса не самый бедный город страны. Олигархов там не меньше, чем в Киеве.

— В подобных случаях больше некому помочь?

— Немного помогает Общество содействия обороне Украины (ДОСААФ). Но их возможности сегодня сильно ограничены. С государством же отношения очень сложные. За 20 лет независимости курирующее нас министерство сменило уже 5 названий. Сейчас нами занимается управление при Минобразования. Отношение приблизительно такое же, как к лишнему грузу, который зачем-то свалился на голову.

Во всем они нам отказать не могут, но и на существенную поддержку рассчитывать не приходится. Деньги в основном выделяются на олимпийские виды спорта. На нас только немного раскошелились на участие в упомянутом чемпионате — на каждого члена сборной пришлось по 638 грн.

— И все же почему авиамоделизм утратил былую популярность?

— С приходом дикого капитализма он стал так же ненужен, как и многое другое. Все, что может понадобиться когда-то и не способно принести плоды прямо здесь и сейчас, стало отходить на второй план. На чем строился авиамоделизм и авиамодельный спорт в Советском Союзе? По линии просвещения — это внеклассные кружки юных техников. Такой источник давал, скажем так, ростки.

Далее выпускники продолжали обучение в системе ДОСААФ.Очень мощной была сеть профсоюзных клубов. Были кружки даже при жэках.

Распался Советский Союз. Известно, в каком положении оказались предприятия. Им потребовалось на чем-то экономить. Те помещения, которые использовались для культурно-просветительных или технических занятий, стало целесообразнее сдавать в аренду. Сегодня на пальцах одной руки можно пересчитать предприятия, на которых подобные кружки остались. При Минобразования раньше их были тысячи, сегодня единицы.

Сильно сократились возможности и ДОСААФ. Ведь это такая же, как и все остальные, общественная организация, которая зарабатывает на том, что она умеет. А умеет она учить специалистов для армии, выполняя госзаказ. Сегодня в этом практически нет потребности. Остались только коммерческие курсы вождения. Заработанные средства преимущественно идут на организацию соревнований внутри страны.

На текущий год на все поездки сборной государством выделено до 20тыс.грн. На одну сборную 6 тыс., на другую, которая вдвое многочисленнее первой, около 14 тыс. Это и дорога, и проживание, и стартовый взнос, составляющий около 300 евро на каждого участника. В среднем расходы одного участника составляют от $1 тыс. до $1,5 тыс.

Авиамоделизм и авиамодельный спорт попросту не нужен сегодняшнему поколению политиков. Необходимость в нем появится только тогда, когда власть имущие станут хоть немного смотреть вперед, на перспективу.

— Но невзирая на все трудности и лишения, украинские авиамоделисты продолжают занимать призовые места на соревнованиях. Благодаря чему так происходит?

— Украинцы практически всегда составляли костяк сборной СССР.В первых же международных соревнованиях после распада Союза наша сборная заняла первое место. Сегодня ситуация не очень изменилась — первые места берем по очереди то мы, то спортсмены из России.

Нашим ребятам не занимать амбициозности, к тому же еще живы традиции старой советской школы. Но сегодня ситуация меняется в худшую сторону. Ведь нарушаются законы природы — любая конструкция устойчива, когда построена по принципу пирамиды, где главную роль играет широкое основание. А у нас вроде бы и успехи есть, а массовость неуклонно падает.

Помню, в 1988 г. на «Чайке» проводился чемпионат мира. После событий на Чернобыльской АЭС советское руководство решило продемонстрировать всему миру, что ликвидация последствий прошла успешно. Денег на пропагандистские цели тогда не жалели. Чтобы дозиметры показывали нужные показатели, на стадионе дважды снимали пласт земли.

Делегацию из Великобритании по их просьбе тогда повезли показать киевские кружки по авиамоделированию. Увиденное привело их в восторг. В конце многие заявляли, что победить спортсменов, которых готовят еще с октябрят или пионеров, невозможно.

Одного из участников экскурсии я встретил на конференции во Франции в 1994 г. Он живо интересовался, как там наши детские авиакружки. Что я мог ответить? Сказал, как было, что все рухнуло. Он искренне сожалел.

— В каких соревнованиях сегодня участвуют украинские спортсмены, и сохранилось ли к ним прежнее отношение?

— Есть внутренние — это районные, городские, областные и национальные соревнования. Много международных турниров, участие в которых стоит недешево. Сумма зависит от их уровня и класса моделей. Есть классы, которые требуют участия большого количества обслуги — судей, жюри и т. д. Всего их около 20. Постоянно возникают новые. Как только появляется новое течение, перед международной Федерацией сразу ставится вопрос о признании следующего класса моделей.

Например, совсем недавно появился новый класс — радиоуправляемые горные планеры. Создали их крымские энтузиасты. Модели запускаются со скал или крутых обрывов. Первые соревнования в октябре пройдут в Германии.

Поддержка — кому нужнее?

На формирование отношения к спортсменам политика, конечно, сильно повлияла. Это заметно и по Олимпийским играм, и по футболу, и, к сожалению, по нашим соревнованиям. На недавнем чемпионате по авиамодельному спорту украинского спортсмена незаслуженно дисквалифицировали. При взвешивании модели четырехкратного чемпиона мира ее вес оказался на 0,15 г меньше установленного. Это такая мелочевка! Уверен: американца или россиянина за такое никогда бы не наказали.

— Можно ли решить проблемы авиамоделизма и авиамодельного спорта?

— Хотелось бы больше внимания и поддержки именно со стороны Минобразования. Неплохо это поставлено у наших соседей поляков. Их федерация более значительную поддержку получает именно по линии образования, а не спорта.

Хорошо налажена работа и в России. Лет 15 у них был застой, как и у нас. Сейчас они явно встают с колен. Более активно поддерживают авиамоделистов на федеральном уровне. Проводят различные соревнования, например «Кубок тульского губернатора». А участие в них — великое дело, ведь там мальчишки наглядно видят реализацию своих трудов и амбиций.

Соответственно и настоящих фанатов в этих странах становится все больше. Недавно из Тюмени на соревнования в Украине своим ходом на автомобиле приехал российский спортсмен. Говорят, таким же образом он собирается добираться и на соревнования в Болгарии. Причем если в наших состязаниях он участвовал, то на болгарские, уровнем выше, едет только посмотреть.

Украинским мальчишкам сегодня необходимы помощь и поддержка. Тем, у кого пока нет имени, каких-либо серьезных достижений. Тогда и у нас настоящих фанатов станет больше.

Михаил Захаров.

Федерация авиамодельного спорта Украины: 03056, Киев, ул. В. Гетьмана, 27, тел. (044) 457-0973. Электронный адрес: amclub@i.ua

Данная статья вышла в выпуске Еженедельник 2000 №40 (624) 5 – 11 октября 2012 г.

Дата размещения: 29.10.12г.


Другие новости:

Армия США готовится к полномасштабному производству ударных вертолетов AH-64E.

Армия США официально переименовала новую версию вертолета Apache в AH-64E и планирует заключить с компанией «Боинг» контракт на полномасштабное производство этих ударных машин.Предстоящий конт... [ читать дальше ]


В ООН предлагают приравнять гибель людей от атак беспилотников к военным преступлениям.

Гибель людей от атак беспилотников может приравниваться к военным преступлениям. С таким заявлением выступил спецдокладчик ООН по защите прав человека, обвинивший власти США в попытках оправдать эти п... [ читать дальше ]


Корпорации "МиГ" и "Сухой" займутся совместной разработкой беспилотников.

Российские самолетостроительные компании "МиГ" и "Сухой" подписали соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов. Об этом в четверг, 25 октября, сообщает ИТАР-ТАСС со ссыл... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru