AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Детектив высоких технологий, или кто у кого беспилотник спер?

В 2009 году израильская компания IAI (Israel Aerospace Industry) на выставке Aero India представила свой беспилотный летательный аппарат Harop, созданный на основе БПЛА Harpy. Он сразу привлек к себе внимание широкой общественности, поскольку представлял собой не только беспилотник в общепринятом смысле слова, но и новое слово в своей отрасли. Концепция БПЛА Harop была обозначена как «барражирующий боеприпас». Это значит, что такой аппарат не способен нести ударное вооружение, однако может поражать цели при помощи имеющейся на борту боевой части. Кроме того, особый интерес представлял способ применения беспилотника в конфигурации барражирующего боеприпаса: утверждалось, что он способен самостоятельно находить цели, строить заход и поражать их ценой собственной «жизни».

Летательный аппарат длиной в 2,5 метра и с размахом крыла в три, по официальным данным, имеет взлетную массу 135 килограмм. Боевая часть весит 23 кг. Малогабаритный поршневой двигатель с толкающим винтом обеспечивает беспилотнику Harop скорость полета до 185 км/ч. Массогабаритные параметры в сочетании с характеристиками двигателя повлияли на способ запуска «Харопа». Он взлетает со специальной пусковой установки контейнерного типа при помощи миниатюрных твердотопливных ускорителей. После схода с направляющей включается собственный двигатель, раскладываются консоли крыла и барражирующий боеприпас готов к поиску цели и атаке.

БПЛА Harop имеет оригинальные обводы фюзеляжа и крыла. В аэродинамическом плане он представляет собой самолет схемы «утка» с развитым высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло находится в средней и задней части фюзеляжа и имеет переменную стреловидность: центроплан представляет собой дельтовидное крыло с большой стреловидностью передней кромки, а складывающиеся консоли, в свою очередь, выполнены прямыми. На стыке центроплана и консолей «Хароп» имеет два киля с рулями направления сравнительно большой площади. Фюзеляж беспилотника выражен только в носовой части и после соединения с крылом почти полностью с ним сливается. В задней части беспилотника расположен крупный обтекатель с двигателем. Именно благодаря своей аэродинамике БПЛА Harop способен совершать полет продолжительностью до шести часов, в ходе которого он может пролететь свыше тысячи километров.

В носовом обтекателе беспилотника была размещена целевая аппаратура, а также стабилизированная платформа с вращающимся на 360° блоком датчиков. В состав оборудования Harop входит двухканальная (телевизионный и инфракрасный) камера с возможностью передачи видеосигнала на пульт управления, система радиотехнической разведки, а также собственная радиолокационная станция небольшой мощности. Таким образом, «Хароп» может выполнять не только ударные, но и разведывательные функции, либо, в зависимости от тактической обстановки, совмещать оби эти специализации.

По утверждениям производителя, беспилотник Harop способен самостоятельно находить цели, не пользуясь сторонней информацией. Эта возможность позволяет использовать его даже в условиях неразведанной местности и/или дефицита данных о расположении противника. После подтверждения цели оператором беспилотник самостоятельно строит заход на цель и уничтожает ее при помощи собственной боевой части. Также имеется возможность ручного управления атакой с пульта управления. Вне зависимости от способа атаки, оператор комплекса может почти в любой момент прекратить заход на цель и вернуть аппарат в режим автоматического барражирования, либо начать атаку другой цели. Основными целями беспилотного боеприпаса Harop, как утверждают его создатели, являются различные источники электромагнитного излучения. Это, прежде всего, радиолокационные станции, средства связи и другие объекты, распространяющие вокруг себя излучение.

Вскоре после первого представления БПЛА Harop на индийском авиасалоне поступила информация о первом контракте. Сообщалось, что неназванная страна инициировала переговоры на предмет покупки некоторого количества беспилотников общей стоимостью не менее ста миллионов долларов США. Немного позже стало известно, что это Индия собралась купить десять таких комплексов. Кроме того, новым «барражирующим боеприпасом» заинтересовалась Германия, которая предложила совместными усилиями доработать Harop в соответствии с европейскими условиями.

Действие второе, обвинительное

Вскоре после презентации БПЛА Harop на салоне Aero India-2009 в российской прессе появилась сенсационная статья. В ней компания IAI, ни много ни мало, обвинялась в плагиате. По данным авторов публикации «Цельнотянутая Россия» И. Бощенко и М. Калашникова, израильский Harop является нелицензионной копией российского беспилотника G-1.

Утверждалось, что история отечественного БПЛА G-1 началась еще в 2001 году, когда небольшая московская фирма «2Т-инжиниринг» решила заняться новым перспективным направлением. По словам представителей фирмы, проект был чрезвычайно смелым и новым. Московские конструкторы ставили перед собой задачу создать сверхманевренный беспилотник с самым современным бортовым оборудованием, оригинальной системой управления, возможностью обмена данными между несколькими БПЛА и т.д. Первоначально планировалось, что новые беспилотники найдут место и в военных, и в гражданских делах. К 2004 году компания «2Т-инжиниринг» собрала первый пробный макет будущего беспилотника и провела его испытания.

Конструктивно новый G-1 представлял собой аппарат схемы «утка» с передним горизонтальным оперением и крылом переменной стреловидности. В задней части размещались два киля и небольшой двигатель с толкающим винтом. Если сравнивать внешний вид аппаратов G-1 и Harop, то наблюдается значительное сходство, хотя есть и ряд серьезных отличий, заметных специалисту. Тем не менее, и имеющегося сходства хватило для обвинений в плагиате.

Более того, дело запахло шпионажем. По утверждению авторов обвинительной статьи, в 2004 году документация по проекту G-1 была передана в министерство обороны России, а примерно через год в Федеральную службу безопасности. Ни одна из этих организаций не проявила интерес к отечественной разработке. Чуть позже беспилотник G-1 привлек внимание Российских железных дорог, где он мог бы использоваться в качестве средства обследования путей. Однако вскоре после этого некие неназванные лица, как утверждается, стали лоббировать покупку зарубежной техники аналогичного назначения, а G-1 оказался забыт и в РЖД.

Стоит признать, статья «Цельнотянутая Россия» помимо сухих фактов о ходе проекта G-1 и фотографии беспилотника от 2007 года содержала в себе массу эмоциональных заявлений и прочей, что называется, воды экономического, политического и прочего характера. Тем не менее, в определенных кругах появились сомнения насчет оригинальности израильской разработки. Эти сомнения только усиливались утверждением из статьи, в котором говорилось о начале испытаний модели G-1 в 2004 году и развертывании работ по «Харопу» только через год. Из этого авторы публикации сделали вывод, что некие сотрудники Минобороны или ФСБ попросту продали за рубеж полученную документацию по «прорывному» отечественному проекту, вследствие чего IAI смогли разработать новый беспилотник.

Действие третье, следственное

Первоначально, после публикации «Цельнотянутой России», ситуация с двумя беспилотниками выглядела странной и гадкой, но при этом понятной и однозначной. Однако дальнейшие обсуждения, особенно с участием разбирающихся в авиастроении людей, сделали ее запутанной и странной. При внимательном рассмотрении оказалось, что оба беспилотника только похожи и при этом имеют массу не особо заметных, но важных отличий. Попробуем собрать имеющиеся сведения и факты в пользу версии о шпионаже или плагиате и против нее.

Самым первым и заметным доказательством вины израильских инженеров или шпионов является внешнее сходство обоих аппаратов. Крыло переменной стреловидности, развитое переднее горизонтальное оперение, два киля и винтомоторная группа в хвостовой части. Второе доказательство касается сроков разработки. Как утверждают Бощенко и Калашников, G-1 впервые взлетел в 2004 году, на год раньше начала работ по израильскому беспилотнику. Другие доказательства первенства проекта G-1 сводятся к апелляции к патриотизму, домыслам и другим вещам, которые не могут быть измерены или проверены с достаточной точностью.

Не удивительно, что в ходе обсуждения обвинений израильской фирмы в первую очередь рассматривались именно технические вопросы. Тем не менее, не обошлось и без скользких «аргументов» и «доказательств». К примеру, одним из первых появилось предположение о том, что компания «2Т-инжиниринг» является самым обычным стартапом в области высоких технологий. Вот только ей не удалось заинтересовать потенциальных заказчиков, а в 2009 году представился неплохой повод оправдать свои неудачи некой шпионской историей. Кроме того, достаточно быстро выяснилось, что один из авторов статьи – И. Бощенко – имеет самое прямое отношение к компании-проектировщику G-1 и, как следствие, является лицом заинтересованным. Естественно, такие, с позволения сказать, аргументы не могут быть приняты во внимание в случае нормального и полноценного расследования, поскольку больше напоминают переход на личности.

К счастью, далеко не все люди и специалисты, участвовавшие в обсуждении новости, опускались до такого уровня. Поэтому имеются достаточно интересные мнения по поводу, к примеру, аэродинамической схемы обоих аппаратов. При внимательном рассмотрении выясняется, что они достаточно сильно отличаются друг от друга. Так, на российском БПЛА переднее горизонтальное оперение расположено таким образом, что в плане частично перекрывает переднюю часть крыла. Израильская разработка, в свою очередь, имеет разнесенные по горизонтали стабилизатор и крыло. В аэродинамическом плане подобные отличия являются достаточно серьезными. Более того, такие технические решения могут использоваться с разными намерениями, поскольку оба аппарата имеют различающийся характер продольной балансировки. Это достаточно серьезное отличие, чтобы считать конструкции аналогичными.

Кроме того, если наложить друг на друга плановые проекции обоих аппаратов, становятся заметны и другие отличия, прежде всего, разные форма крыла и компоновка носовой части фюзеляжа. Исходя из такого сравнения, ничто не мешает сделать вывод о неоднозначных перспективах российского беспилотника. Израильский, в отличие от него, имеет носовую часть фюзеляжа большого размера, в которой можно разместить все или почти все разведывательное оборудование. На имеющихся фото G-1 достаточно трудно найти объем для подобных целей. Наконец, беспилотники значительно отличаются системами управления. Аппарат Harop оснащается двумя элевонами на центральной части задней кромки крыла и двумя рулями направления на килях. G-1, в свою очередь, имеет немного более сложную систему, похожую на израильскую только рулями направления. Так, элевоны российского беспилотника размещены на консолях (вероятно, консоли не выполнены складываемыми), а также дополнительные рули имеются на переднем горизонтальном оперении. Не нужно быть специалистом в аэродинамике, чтобы понять, насколько серьезно отличается аэродинамическая компоновка обоих БПЛА и насколько они разные из-за этого.

Претензии по поводу сроков создании тоже смотрятся неоднозначно. Дело в том, что о существовании проекта Harop стало известно еще в 2003-04 годах, а сам он является дальнейшим развитием идеологии, заложенной еще в конце восьмидесятых годов в проекте Harpy. Примерно в 2004 году аппарат Harop начал появляться на выставках в виде рекламных материалов и макетов. К тому же времени относятся первые переговоры относительно возможных поставок. Кроме того, в новом проекте используется ряд аэродинамических наработок по старому Harpy, а транспортно-пусковой контейнер не претерпел практически никаких изменений. Поэтому есть все основания считать Harop самостоятельной разработкой компанией IAI.

Действие четвертое, итоговое

Как видим, чем дальше рассматриваешь историю с беспилотниками Harop и G-1, тем больше она выглядит сложной и неоднозначной. Или же наоборот, может складываться впечатление о попытки недобросовестной конкуренции со стороны одной из фирм-участниц «беспилотного детектива», которая задумала решить свои проблемы за счет более известного конкурента. С другой стороны, возможны и дальнейшие подозрения по поводу шпионажа и плагиата проекта. Вот только никаких полноценных и непоколебимых доказательств этому нет, а все претензии рушатся при внимательном рассмотрении. В результате наиболее правдоподобным объяснением сходства беспилотных аппаратов Harop и G-1 является параллельная разработка с одинаковыми изначальными требованиями. Иными словами, похожесть обоих БПЛА случайна и основывается только на схожих концепциях и идеях. С учетом количества компаний, занимающихся созданием БПЛА, совпадение каких-либо идей у двух разных фирм выглядит маловероятным, но все же возможным.

Вне зависимости от происхождения израильского беспилотника, сложившаяся ситуация имеет еще одну интересную черту. Вся история с обвинениями началась в 2009 году, но вскоре закончилась и ограничилась только одной статьей. По-видимому, сторона, считающая себя потерпевшей, не предприняла никаких попыток восстановить справедливость. Поэтому в первые несколько дней или недель интернет-общественность обсуждала обвинения в сторону IAI, а потом переключилась на новые и более интересные темы. Время от времени статья «Цельнотянутая Россия» становится объектом новых споров, но через три с лишним года после ее появления можно с уверенностью говорить: никакого продолжения она не получила и никогда не получит. Что касается фирм-разработчиков беспилотных аппаратов, то IAI продолжают выпуск такой техники, а «2Т-инжиниринг» сейчас занимается изготовлением электроники.

Рябов Кирилл Военное обозрение.

Дата размещения: 19.02.13г.


Другие новости:

Кукурузники - беспилотники для фермеров.

Американская организация AUVSI, которая изучает рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), составляя прогноз на ближайшие десятилетия, пришла к парадоксальному выводу: главными потребителями этой... [ читать дальше ]


Начаты работы по созданию усовершенствованного истребителя Rafale стандарта F3-R во Франции.

13 февраля главный представитель Генеральной дирекции по вооружениям (DGA) Минобороны Франции Лоран Колле-Биллон (Laurent Collet-Billon) заявил на ежегодной пресс-конференции DGA, что в последние дни ... [ читать дальше ]


Около 10 новейших самолетов Су-25СМ3 поступили на авиабазу в ЮВО в Краснодарском крае.

Первая партия новейших самолетов Су-25СМ3 в количестве около десяти единиц поступила на вооружение авиабазы в Краснодарском крае, сообщил журналистам в пятницу представитель Южного военного округа (ЮВ... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru