AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Интервью с чемпионкой Мира по высшему пилотажу Светланой Капаниной: Летчик без высшего пилотажа - просто извозчик.

О том, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее, рассказала в интервью РИА Новости семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина.

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин - семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на авиакосмическом салоне МАКС-2013 она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

- Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?

- Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше - не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого - Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят - этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите - они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.

На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 - очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 - более пилотажные самолеты.

Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

- Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…

- Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

- Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?

- Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

- Какие максимальные перегрузки у вас бывали?

- Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно - мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолетом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g - прим. ред.)

- Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?

- Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, ДОСААФ не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа - просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор - тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

- Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?

- Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет - и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

- Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?

- Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

- Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?

- Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

- Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.

- К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст - 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей - например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

- Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?

- В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо

- Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…

- Да, это правда. Наверное, это всегда честь - памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было - меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда - нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

- Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?

- Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета - ред.), обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения - как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле - одно мгновение.

РИА Новости.

Дата размещения: 03.09.13г.


Другие новости:

Ударный беспилотный летательный аппарат на основе технических решений ПАК ФА Т-50 разрабатывает Россия.

Предприятия Объединенной авиастроительной корпорации занимаются разработкой ударного беспилотного летательного аппарата на основе технических решений, использованных в перспективном истребителе Т-50 (... [ читать дальше ]


Ядерное топливо станет основой для новейших отечественных ракето-носителей «Ангара».

На новых ракетоносителях «Ангара» будут использоваться ядерные энергодвигательные установки, разработку которых в настоящее время ведет Центр им. Келдыша. Об этом сегодня, 28 августа, сообщил заместит... [ читать дальше ]


Холдинг "Инжиниринг" приобрел права на планер Blanik у чешской компании Aircraft Industries.

Холдинг "Инжиниринг" выкупил у чешской компании Aircraft Industries, a.s. сертификат типа и лицензию на серийное производство планера Blanik во всех его модификациях, передает корреспондент "АвиаПорта... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru