Покупаем ДВС для
модели самолета.
Если хотите купить отечественный двигатель (МДС) для модели самолета, изучите
нижеследующее наставление.
Отправляясь
покупать, следует иметь при себе:
- свечной ключ (поставляемый с двигателем, может оказаться
запакованным, а значит недоступным);
- воздушный винт, желательно деревянный, шаг и диаметр роли
не играют, а вот диаметр отверстия - да (чтоб можно было установить
на вал);
- шприц 5-10 см. куб. с топливом, приготовленном на основе
этилового (винного!) спирта.
Естественно, всё это должно быть завёрнуто в, идеальной белизны,
тряпочку.
Выбирая двигатель, надо обратить внимание на следующее:
1. Вал (он смонтирован в подшипниках качения), не должен
иметь осевого разбега. Это надо проверить так - навинтить
гайку на резьбу вала, да так, чтобы можно было на кончик вала
надеть прилагаемую шайбу и он, вал, не выступал. Упирая в
ладони рук упомянутую шайбу и заднюю стенку мотора, попытаться
вдавить, внутрь двигателя, вал. Если Вам это удалось и после
приложения усилия, вал стал вращаться не так легко как раньше
- двигатель в коробку и просите следующий - прослаблены посадки
на валу и в теле картера. Последствия - быстрый выход из строя
цлиндро-поршневой группы.
К сожалению, не всегда удаётся, таким способом, "поймать"
люфт - в случае, когда упорная шайба винта, насажена на хорошо
подогнанную цангу, осевого разбега вала в подшипниках, не
будет. В таком случае, установите на вал винт и затяните.
Вал должен вращаться с прежней лёгкостью. Попытайтесь подвигать
вал с установленным винтом, в осевом направлении. При подозрении
на люфт - просите другой двигатель.
2. Выверните свечу накаливания. Вращайте за винт вал двигателя.
В положении ВМТ должно ощущаться некоторое прихватывание поршня.
Это нормально - хуже, когда этого нет.
3. Установите поршень в ВМТ, покачайте винт в плоскости вращения,
должен ощущаться небольшой 5-10 градусов люфт. В любом другом
положении поршня, люфта ощущаться не должно.
4. Залейте в карбюратор 2-2.5 см. куб топлива. Покрутите
винт в разные стороны - должна ощущаться лёгкость хода. Вращая
винт в рабочем направлении, Вы должны ощутить, сопротивление
вращению до момента открытия перепускных окон, а за ним услышать
хлопок. Поднесите к уху двигатель, ориентированный к Вам свечным
отверстием. Вращайте винт в рабочую сторону со скоростью 1
- 1.5 об/сек - Вы должны ощутить заметные толчки воздуха и
услышать чёткие хлопки - это говорит о способности двигателя
совершать наполнение цилиндра свежей топливно-воздушной смесью.
5. Вверните свечу. В момент начала такта сжатия - когда поршень
перекрывает выпускное окно, впрысните в него, топлива столько,
сколько необходимо, чтобы видимая часть поршня, оказалась
полностью в топливе( цилиндр двигателя при этом, должен быть
расположен горизонтально), продолжайте вращать вал, производя
при этом "такт сжатия". Наблюдайте за наличием пузырьков
в налитом вами топливе - по их количеству можно судить о качестве
подгона поршня. Хорошо, если их вообще не будет.... Поверните
двигатель цилиндром вверх. Произведите несколько рывков иммитируя
запуск. Посмотрите в открытое выхлопное окно - должен быт
виден топливный туман, сдуйте его, повторите.
Двигатель, отобранный таким образом, будет работать.
Я, специально, ничего не говорил о карбюраторе - это целая
тема, которая прекрасно изложена в статьях Валентиныча (Glider).
Хочу добавить. Дома, после покупки, демонтируйте заднюю крышку.
Понаблюдайте, при вращении вала, за нижней головкой шатуна
- нежелательно сползание шатуна с мотылевой шейки вала. Если
такое есть, то Вам надо чуток доработать двигатель - есть
два варианта: один - закрепить на внутренней поверхности задней
крышки, тонкую стальную пластину (0.2-0.3) - приклепать в
центре, или, договорившись с любым токарем, выточить новую
стальную заднюю стенку (что предпочтительней) торец внутренней
поверхности которой - полировать.
Перед обкаткой полностью разберите двигатель, тщательно промойте
в бензине. Все поверхности, на которых могла остаться окалина,
надо зачистить мелкой водостойкой шкуткой с керосином, защищиая
при этом, шлифованные поверхности.
Обязательно демонтируйте поршневой палец. Если он полый,
то чаще всего, отверстие после калки не чищено - там полно
окалины, а она - образив. Монтируя шатун, палец и поршень
особо обратите внимание на посадку стопорных колец - убедитесь,
рассмотрите в лупу, что кольца сели в свои пазы!!!
Гильзу цилиндра, при наличии фаски между зеркалом и привалочной
поверхностью, надо отторцевать (у токаря) и заказать (у него
же) шайбу - прокладку толщиной со снятый материал - обеспечить
первоначальную высоту монтажа головки.
Если сделать эти небольшие доработки, то двигатель станет
прогнозируемым, а ресурс - возрастёт. Далее, подбирая степень
сжатия, топливо, винты, можете добиться от него, очень "приличных"
результатов.
Удачи.
Александр Котенёв
Обсудить на форуме
|