Клеевые составы и их применение.
Советы авиамоделисту.
Склеивание - наиболее доступный способ соединения деталей в моделизме. Несмотря на простоту этой операции, хорошему мастеру следует помнить о некоторых основных вещах.
Универсальных клеев не существует, то есть одну группу материалов он соединяет хорошо, другую посредственно, а какую-либо третью и вовсе практически не клеит.
Все составы имеют свойство стареть с течением времени и под воздействием различных естественных факторов. При этом снижается прочность, повышается хрупкость клеевого соединения.
Большинство клеев требует подготовки поверхности. Несоблюдение данного требования приведет к снижению прочности шва, иногда в десятки раз.
Влияние на здоровье человека мы рассматривать не будем, однако забывать об этом не стоит.
Перед применением клея внимательно читайте инструкцию к нему. Не пренебрегайте указанными технологиями. Одноименные составы разных производителей могут отличаться по характеристикам. Перед склейкой ответственных узлов всегда проверяйте новое приобретение, даже если Вам хорошо известна эта марка.
Эмульсия ПВА (поливинилацетатный клей).
Водный раствор белого цвета со своеобразным кисловатым запахом. Прекрасно склеивает бумагу, картон, ткани, древесину. Практически не держит металл и большинство листовых пластиков. В принципе склеивает и пенопласт. Но время сушки различно, если площадь шва невелика, то в течение суток, в противном случае сушка займет дни, а то и недели.
Имеет удовлетворительную водо-, тепло- и маслостойкость. Дает усадку. Иногда это полезно (при оклейке бумагой), иногда нет (склейка тонких пластин). Необходимо помнить о плохой проникающей способности в узкие щели.
При высыхании образуется прочная и довольно эластичная пленка полупрозрачного цвета. Внимание. Если шов имеет белый (меловидный) цвет, то данный клей использовать для силовых узлов не рекомендуется.
Эпоксидная смола.
Более правильное название - эпоксидный клей, так как смола это только основа. От нее зависят многие свойства соединения, но далеко не все. Пожалуй, нет другого клея, характеристики которого так зависели бы от смешиваемых компонентов.
Сами смолы сильно отличаются по вязкости, достаточно сравнить, например, ЭД - 20 и КДА. Соответственно различаются способы пропитки пористого материала и способность затекать в щели.
Пластифицирование. В общем-то, недоступный процесс для потребителя, так как в комплект поставки входят уже пластифицированная (по крайней мере, так должно быть) основа и отвердитель. Однако комплекты для бытового применения - не очень хорошо подходят для дел моделистских. Для склеивания поверхностей с большой площадью контакта вполне, а вот для вклейки моторных шпангоутов - не очень.
При сборке небольших хобби-моделей с высокой хрупкостью шва можно смириться, в более серьезных соединениях подобную «массу» лучше не применять.
Так же следует помнить, что введение меньшего количества отвердителя хрупкость сильно не снижает, а вот прочность может упасть. Иногда помогает введение небольшого процента (от общего объема) хорошо прокипяченного (обезвоженного) касторового масла или дибутилфталата. По мнению автора, затевать подобную «возню» следует либо в безвыходных ситуациях, либо при наличии большого количества основы.
Эпоксидные клеи ускоренной полимеризации. Фирменные специализированные составы особых нареканий не вызывают. Разве что немного густоваты. Удобнее всего пользоваться 30-минутками. С одной стороны не приходится долго ждать, с другой поверхность деталей успевает пропитаться. Используйте только те компоненты, которые шли в комплекте. Умышленная или случайная замена может ухудшить характеристики, либо вообще испортить соединение.
Со специальными техническими составами гораздо сложнее. Внимательно читайте инструкцию, если таковая имеется! Возможно, потребуется термообработка или что-нибудь подобное. К тому же к экзотическим режимам полимеризации могут добавиться экзотические характеристики и изрядная ядовитость. Поэтому не все, что используется в промышленности применимо в авиамоделизме. К тому же, это иногда и не эпоксидные смолы, а например, полиуретановые составы.
«Продвинутые» наборы. В их состав входят несколько смол различной вязкости, пластификатор (обычно дибутилфталат) и отвердитель - полиэтиленполиамин (ПЭПА). Отвердитель может быть и другой, но это обязательно оговаривается. Очень полезным дополнением является набор различных тканей (обычно стеклоткань). Прекрасный подарок специалисту, однако, рядовых пользователей следует предупредить. Для качественного пластифицирования требуется выдержка в термостате.
Эпоксидные клеи хорошо соединяют дерево, металл, ткань и пенопласт (некоторые особенности позволяют выделить его из ряда пластмасс). Практически непригодны для склеивания резины и большенства непористых (листовых) пластиков. Имеют очень высокую прочность шва и не дают усадки. Сохраняют высокую стойкость(естественно после полимеризации) к топливам и растворителям.
Недостатки. Требуется очень точная дозировка компонентов. Высокий вес. Низкая проникающая способность у составов ускоренной полимеризации. При склейке пористых материалов, особенно бальзы эту особенность следует учитывать. Требуют тщательной подготовки поверхности, особенно обезжиривание. Плохо склеивают влажную и смолистую древесину.
Цианоакрилатные клеи.
В последнее время получили очень большое распространение у отечественных моделистов, однако имеют ряд существенных недостатков. В первую очередь это высокая хрупкость шва. В фирменных специализированных клеях эти недостатки выражены в меньшей степени. Если на поверхности детали уже образовалась подсохшая пленка, то повторная склейка тем же составом даст более слабый шов. Особенно этим «грешат» различные бытовые клеи типа «Супермомент» в трехграммовых тюбиках. Поэтому данный тип клея не предназначен для ответственных и высоконагруженных узлов. Тем не менее, для других соединений он подойдет, а в некоторых случаях может оказаться незаменимым при мелком ремонте в поле.
Что касается преимуществ циакрина, то их много. Некоторые неответственные соединения можно собрать «в сухую», на булавках, а затем пролить швы. Очень удобно. Так же очень удобна установка большого количества ненагруженных деталей, например косынок. Способность мгновенного схватывания сэкономит много времени. Практически не вызывает коробления склеиваемого материала, что позволяет использовать его для склейки шпона.
Теперь о том, где жидкий циакрин практически не заменим. Заливка мелких трещин, особенно в бальзе. Кстати, можно залить и слегка замасленные детали.
Еще одна особенность. Если на обыкновенную соду капнуть жидким цианоакрилатным клеем, последняя мгновенно превратиться в «пластик». Некоторые моделисты таким способом заделывают небольшие дефекты поверхности.
Цианоакрилатные клеи не пригодны для сборки деталей из оргстекла. И установка петель навески рулей для неопытного моделиста может быть неприятным сюрпризом. Даже в идеальном случае прочность шва довольно низка. В худшем случае, схватавание произойдет до того, как детали встали на место. Попытка выправить приведет к тому, что рули будет держаться по принципу «чего-то там застряло». Поэтому всегда помните, что время «схватывания» жидкого клея 1 - 3 с, среднего 3 - 5 с, густого 5 - 8 с.
Резиновые клеи («Момент», 88Н, «Резиновый маслостойкий...» и так далее).
В авиамоделизме применяются мало, в основном, для приклеивания лавсановой пленки и монтажа амортизационных вставок. Иногда маслостойкие сорта применяют для установки фонарей кабины и петель навески рулей.
Правда существует особый материал - сотовый полипропилен (другое название гофропластик, коропластик), иногда его используют, как конструкционный. Но модели, изготовленные из него, довольно редки, поэтому останавливаться на этой теме не будем.
При выборе клея, обращайте внимание на его маслостойкость, особенно для учебной модели с компрессионным двигателем. У распространенных «Момент» и 88Н этот параметр довольно низок. Некоторые виды таких клеев отказываются держать лавсановую пленку. Перед применением обязательно проверяйте их.
БФ-2 и другие клеи на основе фенольно-формальдегидной смолы. Сильно отличаются по составу и, соответственно, по допустимой области применения.
Неплохо склеивает металлы, дерево, пенопласт (ограничение, как и у ПВА) и твердые пластики. Водо- и маслостоек. Почти не растворяет пенопласты марки ПС, что позволяет использовать этот клей для создания защитной пленки. Усадка клея после сушки значительная. Термообработка клеевого соединения весьма желательна.
Недостатки. В основном, довольно хрупкий. Требует тщательной подготовки поверхности. Густые (желеобразные) сорта плохо проникают в щели и поры.
Применяют для приклеивания лавсановой пленки (особенно к деревянному каркасу), склейки шпона (самодельная фанера) и установки петель навески рулей. Хорошо проходит оклейка пенопластовых блоков крыла шпоном. Качество швов намного выше, чем при использовании ПВА, а сама сборка немного упрощается.
Теоретически, на БФ-2 можно собрать всю модель, и, теоретически же прочность швов заняла бы промежуточную позицию между смолой и ПВА. На практике, безобразное качество (в основном, провал по хрупкости) бытового клея не позволяет рекомендовать его для монтажа силовых элементов. Другое дело, если удастся достать промышленные составы, но это уже другая тема.
Нитроцеллюлозные клеи («Эмалит», АГО, АК-20 (22) и другие).
Потихоньку уходят в прошлое, так как заменяются цианоакрилатными. Технологические и эксплуатационные характеристики у последних выше. Однако если Вы планируете обтянуть модель длинноволокнистой бумагой или тканью, «эмалит» или жидкоразведенный нитроклей в таком случае незаменим.
Не следует забывать и о возможности использования их в качестве лаков или грунтов. Все-таки «чистокровные» лаки имеют повышенную хрупкость(особенно мебельные).
Силикатные клеи.
Применяются в двух случаях. При склейке реквиема по модели (если каркас был собран на нем) и формовке (совместно со стеклотканью) теплостойкого покрытия, например отсека резонансной трубы. В данном случае вполне приемлемая замена кремнеорганическим смолам.
Д. Клееный
Обсудить на форуме
|