Чемпионат Новосибирской области по авиамодельному спорту F-3A.
Ранним утром не стоит тревожить авиамоделиста, он еще неактивен, глаз прикрыт, движения плавны и медлительны. Он медленно извлекает самолеты из машины, не торопясь собирает их, время от времени посматривая на небо, изучая движения потоков воздуха, форму облаков, прикидывая развитие событий на весь последующий летный день. В это время не нужно задавать ему много вопросов, он рассеян. Даже при проверке собственной аппаратуры, мыслительный процесс немного заторможен.
Но вот наступает время активности! Лучи солнца начинают уверенно пробивать затянутое облаками небо, попутно рассеивая утренний туман, окутавший летное поле. Трава, усыпанная каплями росы, начинает просыхать, позволяя летчикам и технике перемещаться без боязни быть основательно промоченными. По полю начинают раскатываться звуки от запускаемых двигателей. Начинается проверка работы моторов и механизмов.
ДВС - штука интересная, всегда можно что-то подкрутить, подрегулировать пообщаться с ним, попросить, чтобы сегодня не сбоил, и, не дай бог!, не заглох в самый неподходящий момент. Электромотор поскучней, конечно – его можно настроить заранее практически дома, а потом уже и не думать о нем, полностью переключится на аккумуляторы, которым нужна ласка, внимание и уход, чтобы они не подвели, отдали необходимые токи и отработали все положенное время.
Как по волшебству преображается наш авиамоделист, он становится совсем другим! Взгляд орлиный, движения быстры и уверенны, мысли собранны и точны. Теперь его не пугают никакие трудности, он успевает следить за уже летающими, отвечать на вопросы праздношатающихся зрителей, помогать коллегам по хобби и обслуживать собственный самолет или вертолет.
Все было так и на этот раз, на Чемпионате Новосибирской области по авиамодельному спорту в классе пилотажных моделей самолетов F-3A, в котором я имел честь участвовать. Подготовку и организацию соревнований осуществила Региональная общественная организация спортивной авиации. Соревнования проводились на аэродроме в поселке Мочище за Новосибирском.
Уже заезжая на аэродром, я был приятно удивлен образцовым порядком, вежливым охранником на КПП, размеченным под стоянку автомобилей асфальтом. Хотя приехали мы рано, в 9 часов утра, но на поле уже царила деловая активность, организаторы соревнований занимались каждый своим делом, видимо обговоренным заранее. Пока я располагался на поле и собирал самолет, вокруг появлялись шатры и кресла для зрителей, полосатые ограничения зоны безопасности.
Неожиданно возникла палатка музыкального сопровождения и зазвучала музыка, придавая праздничное настроение участникам и появляющимся зрителям.
Собрав самолет и все проверив, я отправился на изучение местности. Порадовала подготовленная взлетная полоса, он была довольно ровная и тщательно выкошена. Причем, скошенная трава была тоже убрана.
С каждой минутой прибывали участники. Был приятно удивлен наличием многих знакомых лиц, с которыми мы сталкивались в баталиях на предыдущих соревнованиях.
А народ все прибывал… На поле появлялись самолеты самых различных конструкций, от мелколетов размахом с полметра до трехметровых гигантов!
Открытие соревнований
Мы построились на плацу и выслушали много добрых слов от хозяев аэродрома и местной администрации.
Объявили регистрацию, затем жеребьевку. Мне выпал 9 номер из 15 спортсменов. Неплохой номер, почти в середине, но по ощущениям я бы хотел летать 4-м или 5-м, привык пораньше :)
Припозднился Мамиловский Сергей из Томска со своим пилотажным Ангелом – мой товарищ и соперник в одном лице. Не рассчитал, говорит, дорогу, но успел зарегистрироваться и вытянул 3 место по жеребьевке. Все же лучше приезжать пораньше, спокойней как-то.
Так как с утра был плотный туман, дальнейшее развитие по погоде было неясно, но все обошлось. Погода была – просто подарок. Ни один из летчиков не мог посетовать на мешающий, отрабатывать пилотаж, ветер. В разговоре с Андреем Кучеренко, участником и одним из организаторов соревнований, обсудили погоду, говорит – повезло, но я думаю не все так просто, видимо произвел пару звонков куда-то. За день до соревнований я переживал за погоду, в Новосибирске были страшные ливни и грозы.
Начались старты
Все собрано и по-деловому. Участники объявлялись по радиомикрофону. Порадовало также то, что происходящее на поле, грамотно комментировалось для зрителей, это помогало им ориентироваться в происходящем.
Кажется, все сначала было нормально, голос ведущего немного подрагивал – он, видимо, был взволнован.
Сижу, смотрю полеты конкурентов, отмечаю для себя всякие тонкости. Вот мой выход. Полетел, а руки не слушаются, непонятно откуда взялось сильное волнение! Первый тур отлетал явно ниже своих возможностей. Пришлось провести с собой профилактическую беседу «О влиянии волнения на выполнение фигур комплекса высшего пилотажа».
После первого тура были свободные полеты – «показуха», как говорили раньше или «фристайл», как говорят сейчас. Поднимались в воздух летающие крылья (бойцовки), различные копии, гигантские самолеты, вертолеты.
Ведущий, как мог, комментировал происходящее уже более бодрым и спокойным голосом. Мною был заявлен фристайл, отлетав который, я, наконец, почувствовал уверенность в своих силах. Приз зрительских симпатий, как ни жаль, ушел вертолетчику.
Дальнейшие соревнования пошли стабильней, особенно с моей стороны. Второй тур отлетал лучше, а третий – еще лучше. Судейство было строгим, но справедливым. Так это и должно быть, по моему мнению. Пилотов, опасно пилотирующих свои модели, незамедлительно сажали, вылетавшим за зону пилотажа – ставили баранки.
Единственное, что хотелось отметить, с критической точки зрения – это отсутствие, строго определенного, «пяточка» для пилота и хорошо обозначенной пилотажной зоны. Отсутствие данных вещей привело к возникновению спорных моментов между участниками и судьями.
Между вторым и третьим туром объявили очередной 10-ти минутный перерыв, который шел минут 25. Судьи подсчитывали очки. Это время не прошло зря – в воздух поднялись всевозможные летательные аппараты зрителей. Что тут только не летало! И летающие квадраты из потолочки, и пенопластовые мелколеты, различных конструкций планера. Мужичок преклонных лет, приехавший поболеть за Томск, летал на электропилотажке 25 размера. На мой вопрос, почему не участвует в соревнованиях, он ответил, что летать начал буквально полетов пять назад, вроде как не готов еще…
Не обошлось и без досадных крашей и более мелких неприятностей. Ну, как без этого…
Третий тур прошел быстрей, некоторое количество участников отсеялось естественным образом. Ведущий, в конец расслабившись, повествовал о происходящем уже с некоторой долей артистизма, появился бархатистый тембр в голосе, на что незамедлительно обратили внимание присутствующие на этом мероприятии дамы! Спортсмены летали ровно, никто не преподнес особых сюрпризов.
Ну, вот и все, дело сделано, теперь все в руках судей. Я, анализируя произошедшее, предвкушал какой-либо приз, но отгонял эти мысли прочь, дабы не сглазить. Занялся разбором самолета и сбором вещей в машину.
Наконец награждение!
Мы опять выстроились на асфальтированной площадке, прослушали краткую речь.
Первыми награждали пилотов с моделями до 1500 мм, в этой категории участвовал и ваш покорный слуга. Третье место занял Бочаров Сергей из Новосибирска. Молодец парнишка, не так четко и гладко, зато – стабильно. Втрое место – Ященко Олег (Новосибирск). Заслуженное место. Причем, Олег, потерявший свою пилотажку этого размера в первом же туре, летал на моем прежнем самолете, на котором я, не так давно, на соревнованиях в Томске занял второе место! После чего, успешно его передал товарищам из Новосибирска. Я невольно переживал: а не перелетает ли мой новый самолет его младший брат! И вот, свершилось! Судья, голосом далеким от мелодичного, но для меня звучавшим как-то непередаваемо красиво, объявляет победителя: Первое место - Евстратов Евгений. Я вышел и занял высшую ступень пьедестала почета. Это мое первое, первое место!
Затем наградили пилотов больших самолетов. Третье место - Глинский Александр (Новосибирск). Его Экстра, по своим пилотажным качествам, тоже далека от правильных пилотажных самолетов, но все же. Второе место занял Мамиловский Сергей из Томска. Приобретенный, в этом году, Ангел, от Себастьяна Сильвестри, не подвел, хотя наблюдались какие-то проблемы с настройкой самолета. Первое место - Ященко Олег, летавший все на том же электрическим Phoenix 1700 мм размахом, который принес ему золото в Томске.
Соревнования позади. Есть о чем подумать, есть к чему стремиться. Организаторам соревнований - отдельное спасибо за проведение хорошо продуманного мероприятия. Самое главное, что это только начало. Еще не закончив эти, они уже думают о следующих. Ведь высший пилотаж до сих пор не развит в наших краях, что не скажешь о кордовом (и не только) воздушном бое, планерах и всевозможных гонках. Будем надеяться на лучшее.
Дорога домой заняла у нас в около пяти часов, что способствовало перевариванию информации и обсуждению произошедшего. Дома, испив пятьдесят грамм коньяку из кубка, организм расслабился и провалился в глубокий сон свежеиспеченного победителя.
Все фотографии с соревнований вы можете посмотреть в фотогалерее
Евгений Евстратов (Evgen)
Обсудить на форуме
|