Впечатления от
"Worldcup XV open Vidreres"
Привет всем.
Случилось так, что я в этом году попал на соревнования "Worldcup
XV open Vidreres" по кордовым моделям самолетов . Вот, пытаюсь поделиться впечатлениями...
Пятичасовой путь на машине закончился в 7 утра. Место красивое,
рядом кладбище..., поля видно, тихо, спокойненько. Где-то
через пол часика появился первый автомобиль. Из него вышла
французская семья, как-то поздоровалась и началось - второй
автомобиль привёз парочку крепких мужиков, как в последствии
оказалось - бойцов. Остановились рядом, и как-то сразу попытались
узнать, откуда я. Я, "в грязь лицом не ударил" -
быстро прояснив, что они итальянцы, произнёс: - "А, мафия
итальяна, бандитто..", на что мне ответили - бандитто
- но - аэромоделиста... (насчёт мафии промолчали) - это тот,
который за рулём. Второй же, вдруг заговорил по-русски, чем
меня просто ошарашил. Как выяснилось, ребята работают наладчиками
оборудования, и этот второй, не раз бывал в Москве, работал,
был в Питере - летал по бою. Привет всем моделистам России
просил передать. Вот передаю. Только корреспондент из меня
хреновый - как зовут его (их), не помню.
Затем началось... - вдруг, как из под земли, стали появляться
французы - прям пачками. Среди них молодые женщины, и туда
же - самолёты собирать, корды разматывать, подлётывать...
Первый раз в жизни видел, как женщина откручивает комплекс,
как заводит мотор 4х такктник, рукой! Интересно.
Между тем, я всё пытался узнать - а где же регистрироваться?
По испански-то я говорю, а по французски... язык не поворачивается.
Часам к 10, наконец-то появился один испаноговорящий - он
обьяснил куда ехать и где регистрироваться. Не далеко, но
когда я вернулся, там уже было столько народа и самолётов,
что сразу стало ясно - приехал на правильный кордодром. Стал
собирать самолёт.
В интернете, я уже видел тех самых людей, что собираются
на эти соревнования, знал, что чемпион Европы Серхио де ла
Барж из Франции, и видел фото его и его самолёта. Сколь велико
было удивление, когда я увидел, что он направляется прямиком
ко мне (я его не звал, сзади только автомобиль и овраг...).
Подходит, и начинает говорить по-русски! Когда я "отошёл",
разговорились. Оказалось - у него россияне в корнях и сам
он Сергей.
Часов в 11 начались старты. Мне достался 20 й номер, и время
полёта в 13 20. Всего в пилотаже собралось более 30 выступающих.
Бой, гонка и скорость - всего 73! человека.
В довершение ко всему, мимоходом, один из участников от Испании
Карлос Асерете, живущий в Гироне (Хироне) желает "ни
пуха, ни пера"..., я его послал как полагается, но видать
не вложил всю необходимую силу в "ответ"... Позже
он объяснил - мол невеста из России - кое-чему уже научила.
Основная часть представленных моделей "пилотаг"
оснащена 4х тактными моторами. По условиям соревнований мотор
запускается от руки. Обладатели этих моторов поступают так:
подкачивают топливо, производят несколько рывков без накала,
ставят накал, и установив винт в конец рабочего хода, производят
удар по винту, в противоположном направлении вращению - происходит
вспышка и мотор заводится в нормальном направлении вращения.
Двутактные запускают по старинке. Среди моторов были представлены
Саито (2/3 французов), Енья (ребята с Канарских островов)
и моторы Яценко Дискавери. Один MWWS 8 (ваш покорный слуга..).
Средняя скорость полёта по кругу меньше 5ти секунд при длинне
корд 19,5 м (вся французская команда) скорость полёта 95 -
97 км/час и выше.
Явно присутствует тенденция к моделям с передней центровкой
- отклонение рулей у моделей, построенных по похожей схеме
как у месье Сергея, в крайних точках, составляет не меньше
50-ти градусов. Вывод - передняя (причём здорово) центровка.
Моё наблюдение подтверждается выполнением горизонтальной круглой
восьмёрки - при переходе с прямой петли на обратную, явно
просматривается прямолинейный участок полёта - необходимо
время на перекладывание рулей. На выходе из фигур, похоже,
давно уже забыли как выглядит радиус в 1,5м. И эта тенденция
просматривалась практически у всех - модели, больше отличались
окраской. Практически все оснащены развитым стабилизатором
и рулями - надо же как-то преодалевать переднюю центровку.
На мой взгляд, сие построение, таит в себе один очень не приятный
момент - потери на балансировку - то, чем вынуждены жертвовать
состязующиеся, для достижения стабильности в горизонтальном
полёте и маневренности на фигурах, а эти самые потери можно
"на словах" охарактеризовать так: - ухудшение качества
(или КПД) планера за счёт вычитания подъёмной силы стабилизатора
(направленной вниз) из подъёмной силы крыла... Но, кому что
нравится. Мне лично так и продолжает нравиться то, что повлияло
на мою авиамодельную ориентацию - увиденный в детстве полёт
Карла Плоциньша, к тому моменту, уже в звании чемпиона мира.
Собственно, в качестве пилотирования, и выделить кого-то очень
трудно (для этого усажено (на стулья) было четверо судей,
но и они, вроде не сошлись - результаты ещё не опубликованы).
Среди французов, вообще, только по высоте входа и выхода из
фигур. Причём чем ниже, тем круче..., самый крутой - Сергей
(0.7-0.8м). В правилах, помнится, указано 1,5м..., но это
в правилах (Плоциньш, кстати, не позволял себе более 20 см
вверх - вниз).
Собственно всё вроде и не плохо, только грустновато - средний
возраст соревнующихся - за 40 лет. По скорости, один из французской
команды, уж пенсионер, точно!
Лично я первый раз был на этих соревнованиях, и, моё мнение,
сформировано первым впечатлением, естественно может оказаться
не полным или ошибочным (это я к тому, чтоб в меня булыжники
швырять не надумали...).
Очень жаль, что погода была не просто ненастной, а скорее
ураганной - ветер местами, был явно не для полётов. Надо сказать,
что дул он с поля, простиравшегося метров на триста и образовывавшего
пологий подъём, а кордодром расположен на срезе этой самой
горы, так что, в том месте, где крутить надо, образовывался
сильный нисходящий поток. В него-то я и попал - мой самолёт,
после выхода из квадратной петли, плашмя ударился об землю,
чем закончил моё участие в соревнованиях... Вторым кому не
постчастливилось, был товарищ с Канарских островов - в борьбе
с нисходящим потоком, настолько сильно потянул (вывернул)
ручку вверх, что верхняя корда зацепилась за карабин нижней.
Самолёт скрутил ещё петлю и притёрся к земле.
Производя "разбор полётов" - многоразовый просмотр
имеющейся видеозаписи, создалось впечатление, что погода,
просто "подсуживала" французской команде. А может
и не погода - жеребьёвки, как таковой, не было - просто был
вывешен список участников с указанием времени старта (надеюсь
на простое совпадение). А вообще, досадно, блин...
Александр
Котенёв
Обсудить на форуме
|