Чемпионат Мира
в Ваядолиде Испания.
Месяц прошёл, как закончился Чемпионат Мира в Ваядолиде в
Испании. Только сейчас представляется возможность написать
что-то об увиденном.
Итак, Ваядолид! Первый раз удалось побывать мне в тех краях...
Места равнинные, вокруг поля, солнышко палит..., сразу почему-то
товарищ Сухов вспоминается... Люди, с кем пришлось общаться,
приветливые, речь не такая как у валенсийцев, с которыми мне
уж 13 лет как общаться приходится - и обращение другое и словосочетания
и внимание... Так старательно объясняли как проехать, что
даже я доехал - молодая пара на мотоцикле вызвалась сопроводить!
Как приехал, глаза разбежались - куда смотреть - кордодромов
куча, на всех летают, много людей с разных концов мира, все
куда-то идут..., и, как всегда в Испании - бутерброды и пиво...
В общем столпотворение, не иначе.
В первую очередь, конечно же, потянуло меня к пилотажникам
(сам болен), благо один из кордодромов расположен прям в самом
центре (второй - импровизированный - футбольное поле в полукилометре).
Смотрю - летают, кто, да как разобрать? Вроде француз. Установил
треногу - стал снимать, а это тренировочные полёты - вот незадача!
Благо после двух тренирующихся, уловив непоследовательность
комплекса, дошло - не то снимаю. Бросив это дело, отправился
на поиски бывшего соклубника - Петериса Броканса. Нашёл с
горем пополам - он "отлетал" и превратился в "негоцианта"
- продавал модели класса "детской гонки". Не спрашивайте
что это такое - сам не ведаю, однако Петерис, модели продал
- пользуются спросом - значит соответствуют классу.
Искал я его долго - был рядом, но, как всегда случается,
понесло меня совсем в другую сторону. Правда "заодно"
посмотрел где проводились бои. Сами бои не видел - обед был
(святое дело в Испании, даже святее, чем приезд Папы Римского...),
но тренирующихся было достаточно. Нашлись люди добрые - наставили
на путь истинный и нашёл-таки его. Встреча, приветствия, обмазывание
сгоревшего Петериса солнцезащитным кремом... (а дело происходило
около кордодрома, где гонщики летали), тут и та самая гонка,
где две модели в землю вложили... - странно как-то получилось
- украинцев дисквалифицировали, а за что - так и не понятно
- их соперники (это я видел сам) произвели неумелый двойной
обгон - одна из моделей, поднялась до градусов 70-ти, пилот
решил занять требуемую высоту (в правилах, если не ошибаюсь,
1,5м, обгон - 3), но видать не учёл, что модель не бойцовка
и не пилотажная - рулей, естественно, не хватило - вот он
и вошёл в землю с разгона, при этом второму, ещё и перехлёст
на кордах устроил... А вообще, впечатление от гонки, очень
приятные - всё на высочайшем уровне - и моторы поют и народ
летает и механики чётко отрабатывают доли секунд на земле
- чего ж говорить-то - чемпионат мира!
Надо сказать, что сие мероприятие, как оказалось, не только
спортивное. Во всю шла торговля - кто чем. Там и моторы, с
винтами и без, и модели, и корды, были даже расписные ручки
и круги для корд..., КМД новый, оказывается, 40 евро стоит,
а в советские времена, в магазине, помнится... - 30 "РЭ",
вот и посчитайте реальный курс старого советского рубля! Россияне
так и сказали - мы теперь цены знаем - всё купят, за всё заплатят
- и правильно я считаю - как у Филатова: "Хватит делать
дураков, из российских мужиков..."! Было всё что душе
угодно, правда, не дёшево. Довелось подержать в руках такие
раритеты как Талка, Полёт, МК17 и МК17 переделанный в четырёхтактник
- странные какие-то чувства вызывает...
Представитель "испанской торговли" - Альберто Парра
с Канарских островов, предлагал японские моторы, наборы для
постройки моделей и готовые к полёту. Надо сказать, что в
Испании, он практически единственная "торговая точка",
где продаётся всё для кордовых моделей. Есть практически всё
- ничего не надо уметь делать, только собирать, а придумывать
что-то новое - это не в моде. Пользуясь случаем, предавал
привет всем моделистам России с наилучшими пожеланиями и приглашал
на соревнования в декабре месяце сего года - там, у них, на
Канарских островах... +25 круглый год!
Пообщавшись со Страховым и Соломянниковым (да простит меня,
если не правильно фамилию написал), отправился на второй кордодром
(футбольный) - смотреть и записывать. Меня уж очень интересовало
как народ летает - давно наблюдаю - в правилах одно, на деле
- совсем другое. И как всегда - большинство моделей не в состоянии
выполнить радиус скругления квадратов и треугольников в 1,5
м. Нынешняя мода на модели, оснащённые мощными моторами, привела
к тому, что подавляющее большинство соревнующихся, при выполнении
вертикальной восьмёрки, песочных часов, пролетали далеко за
"зенит", а в правилах не только написано, но и нарисовано
- как должна выглядеть фигура! Странно, такие ошибки, допускаются
спортсменами на чемпионате мира! По меньшей мере - странно!
Если разбирать квадратные и треугольные фигуры, то без развитого
абстрактного представления, трудно узнать вышеозначенные фигуры.
Конечно, это не относится к тем, кто занимает верхние 20 строк
таблицы. Там всё в порядке, хотя..., если предвзято, то можно
много чего накопать. Ну, да это работа судей - им виднее.
Однако, после окончания соревнований, на испанском а/м форуме
было высказано мнение, что если бы испанец Карлос Мас, был
бы французом, китайцем или американцем, его положение в таблице
оказалось бы гораздо выше... Жаль не видел как он летал -
приходится полагаться на мнение других. Однако, сравнив отчётные
таблицы, опубликованные на сайте клуба F2CMBL, обратив особое
внимание на "Опен КУБ" в Ваядолиде, сего же года,
начинают мучить странные сомнения - "у Шпака магнитофон,
у посла - медальон...". Гляньте сами - http://www.f2cmbl.org/Valladolid06.htm
. Для справки - мои отношения с ним, скорее, можно назвать,
натянутыми - не понравилось ему, что я с моделью собственной
конструкции выступаю.
Лично мне понравилось как летал американец P.Walker (он вообще,
ходит и всем улыбается, как та девочка у Жванецкого..., но
приятно), японец не плохо, ну и конечно, россияне и украинцы.
Очень приятны звучания моторов "Скиф" Страхова и
"Дискавери" (имя-то какое придумали!), обороты,
по сравнению с другими, низкие - чувствуется силёнка! Многие
летали на четырёхтактниках, в частности чемпион, тоже. Среди
каталунских пилотажников, бытует мнение, что 4Т - то самое,
что необходимо для качественного пилотажа (есть экземпляры
моделей Яценко, переделанные ими под моторы 4Т), мне же так
не показалось - самолёты моторами 4Т, как раз те самые, что
не в состоянии выкрутить 1,5 м на квадратных фигурах и залетают
за "зенит". К сожалению, не видел я как летал чемпион
(23-го, во время его полёта, я был уже между Мадридом и Валенсией
- работа!) - может и сменил бы мнение, однако, видел как летал
его отец. На сколько я знаю, у них модели одинаковые - стилизованные
под ЯК55, тёмно синего цвета с маленьким закрылком. Так вот
модель отца, на мой взгляд, просто висит на моторе - явно
видны запаздывания на отработку, нет той лёгкости, что ощущается
в моделях оснащённых развитым закрылком и мощным двухтактным
мотором, "на словах" описал бы так - модель проходит
эволюции со значительным углом атаки к контуру фигуры. Может
ещё и здорово передняя центровка. Мне лично не понравилось
- всё вроде на месте - и техника и моща, а вот лёгкости нет
- уклонизм какой-то. В архиве Ber_KV8_2.rar
покадровый кусок квадратной восьмёрки - можете убедиться
сами - стоит обратить внимание на длинну фюзеляжа самолёта
- не менее 900мм - это для ориентира.
Так и стоит сказать - в пилотаже наметилось два направления
- 4Т и 2Т - такая нынче мода. Жаль, что нет моды на создание
и введение фото-видео оценки качества выполнения фигур (при
современном развитии компьютерных технологий - это не проблема)
- уж больно размазанный комплекс у многих получается, а тех
кто достигает, или лучше сказать приближается, к качественному
выполнению комплекса - режут - мол человеческий фактор...
- мол судья так видит! А интересно было бы... Опять смутные
сомнения..., постепенно перерождающиеся в уверенность.
По скорости выступало не мало народа, но Луиса Парамона,
так никто и не сместил с верхней позиции - он прям "как
прописался" там! Всем всё объясняет, рассказывает, помогает,
однако..., а на слух - у многих моторы поют на такой же высокой
ноте - являюсь обладателем "музикального слуха".
У них, скоростников, при скоростях за 250, думаю, очень здорово
влияет "зализанность" модели. Может он, какую антифрикционную
смазку для воздуха придумал?...
Что меня уж очень удивило в Чемпионате Мира, был там я, правда,
всего один день, так это то, что я не встретил ни одного человека
с чёрной кожей! А в остальном (прекрасная маркиза...), праздник,
праздник и праздник спортивного авиамоделизма!!!!
Большое количество фотографий с чемпионата можно посмотреть
по ссылке http://www.go-cl.se/wch06/
Видео в формате DivX - полёт американца. (10_07.divx
- 4 Мб).
Если кто желает посмотреть еще, обращайтесь, всего записано
340 мБ фильма.
Александр
Котенёв
Обсудить на форуме
|