Применение программного комплекса SolidWorks
в проектировании авиамоделей.
Часть 1.
Решил подробно описать процесс создания 3D модели в программе SolidWorks на примере модели самолета «Bellanca Decathlon».
Это руководство носит ознакомительный характер, как делал это я, если Вы делаете по другому и проще пишите, не стесняйтесь. Статья, предназначен не для нулевого уровня, подразумевает что Вы знакомы с интерфейсом программы.
Подготовка изображения.
Для начала нужно найти нормальные чертежи, и подготовить их для вставки в Солид. Я взял со всем наверно известного сайта (надеюсь, Андрей не расстроится, увидев свою разработку, если надо я добавлю, чей это проект).
Да кстати, этих двух видов не достаточно чтобы построить модель, необходимы сечения фюзеляжа, крыла и оперения. Но для начала нам хватит.
Подготовка чертежа.
Обрезаем чертеж, я пользуюсь стандартной программой которая входит в пакет Microsoft Office, её зовут Microsoft Office Picture Manager. Если у Вас стоит офис, нажимаете правой кнопкой мыши на изображении и увидите вот такое (первая программа по списку):
В открывшемся окне нажимаем “Изменить рисунки…” (кнопка вверху по центру). Далее справа появится панель там есть инструмент “Обрезка” “Поворот” и т.д. с помощью них подготавливаете все изображения, чтобы у вас получились вот такие
Вид слева и вид снизу (на виде снизу нет руля поворота, поэтому он короче):
Учтите что нужно обрезать изображения так чтобы края изображения были как можно ближе к хвосту и началу самолета (это надо для того чтобы в солиде задать длину модели). Далее подробно это распишу.
Точно также подготавливаются изображения шпангоутов фюзеляжа. Пример.
Подготовка SolidWorks.
Итак, у нас есть нужные изображения. Открываем SolidWorks. Создаем деталь. Теперь нужно подготовить панель инструментов, так как через меню кнопка вставки изображения работает некорректно.
Нажимаете правой кнопкой мыши на пустое место на панели инструментов, далее пункт в самом низу “Настройка” - Вкладка “Команды” — В панели категории выбираете эскиз, справа появятся команды доступные для эскиза, возьмите кнопку “Картинка Эскиза” и вынесите на панель инструментов, лучше всего на вкладку “Эскиз”. Нужно, чтобы получилось вот так:
Кстати для удобства работы в солиде, рекомендую во вкладке “Клавиатура” назначить комманду “Перпендикулярно” горячую клавишу ПРОБЕЛ. Это понадобиться для увеличения скорости работы.
Начинаем чертить.
Создаете, эскиз на плоскости “Справа”, нажимаете на созданную нами кнопку “Картинка Эскиза” и выбираете подготовленное изображение Вида Справа модели. Вставится изображение, слева будут показаны параметры изображения, здесь Вы можете задать длину модели, если изображение не строго горизонтальное, можно повернуть.
Не убирайте галочку “Фиксированное соотношение сторон” иначе получите сосиску, а не модель.
Задайте величину сдвига картинки по Y, так чтобы ось модели, то есть кок, находился по центру (это делается в идеале, у меня ось модели чуть выше). Для убеждения горизонтальности картинка можно прямо тут прочертить горизонтальную линию в длину модели, это также поможет совместить вид справа и вид сверху. Все нажимаем галочку ОК, вид справа создан.
Точно также создаете вид сверху. Вид сверху точно так же центрируете по оси модели, У меня вид сверху не имеет руля поворота, поэтому на этом виде фюзеляж не доходит до “Точки конца фюзеляжа”. У вас же Конец киля на виде сверху и сбоку должны совпадать.
Продолжим, у нас имеются два эскиза, сразу в дереве построения переименуйте их например ”Вид Справа_РИС” и ”Вид Сверху_РИС”, иначе потом запутаетесь. Да, далее эти эскизы не вздумайте трогать, все дальнейшее построение будет основано на них.
Теперь создаем Новый эскиз на плоскости Справа (Вид справа или слева в данном случае не имеет значения, т.к. модель симметрична). Назовем его ”Вид Справа”. Старайтесь не пользоваться инструментом СПЛАЙН, я делаю все прямыми линиями, а кривые дугой через 3 точки, если очень крутой изгиб, то взять несколько дуг и связать их взаимосвязями. Вот как-то так.
В исключительных случаях я все же пользуюсь сплайнами (в этом проекте это гаргрот), когда дуги не позволяют этого сделать, Вот где ими нельзя пользоваться так это при построении сечений фюзеляжа!
Далее, хорошая практика проектирования, вначале Вам будет трудно делать все определенным эскизом, т.е. как Вы увидели в Солиде в Эскизе есть линии и точки Черные и Синие (по умолчанию, если Вы не меняли цвета в настройках). Так вот черные – это определенные символы, т.е. Вы их не сможете потянуть и сдвинуть, они зафиксированы (это можно сделать и командой Зафиксировать, но не надо) фиксировать их нужно с помощью размеров и взаимосвязей. Вот как выглядит мой эскиз вида справа, конечно некоторые размеры выглядят не очень (я имею ввиду такие как 113,24 и т.д.), но они нужны для фиксации точки, иначе при неосторожном действии она уедет и потянет за собой линии.
Хватит философии, на виде справа есть вертикальные штриховые линии, это линии для сечений, на основе этих линий мы будем строить плоскости сечений. Количество этих линий зависит от формы фюзеляжа.
Дополнения для удобства работы.
Иногда крутишь модель, крутишь вертишь и вдруг она улетает в неизвестном направлении! Чтобы не лезть в открывающееся меню и искать кнопку “Диметрия”, она приближает модель и приводит к стандартному виду. Советую вынести кнопки “Изометрия” “Диметрия” “Триметрия”, на центральную панель видов, они находятся в “Настройка” - Вкладка “Команды”—“Стандартные виды”.
Ещё один пункт, по поводу размеров в эскизе, можно настроить, чтобы Солид округлял размеры до целых чисел. Для этого заходим на панели инструментов “Инструменты” —“Параметры” выбираем вкладку “Свойства Документа” пункт “Размеры” – “Первичная точность” и поставить НЕТ, увидите как преобразятся Ваши размеры, можно задать до десятых, сотых и т.д. НО, эти настройки округления сохраняться в этом документе, то есть создав новый файл настройки сбросятся:
Ещё один совет по выбору объектов мышью, если зажать левую кнопку мыши и тянуть рамку слева на право то выбираются объекты только те которые попали в эту рамку, а если справа налево, цвет рамки меняется и выделятся те объекты, которые хоть частью были зацеплены рамкой.
Итак, продолжим, Чем сложнее фюзеляж, тем больше нужно провести линий (штриховые линии на предыдущем рисунке) для постройки плоскостей для сечений, так как форма фюзеляжа строится по этим сечениям, потом уже на основе этой оболочки Вы строите шпангоуты фюза.
У вас на данный момент должны быть как минимум 3 вида фюзеляжа, Вид справа, Вид снизу и Вид сверху. Сразу хочу обговорить на счет круглых моделей фюзеляжа, не имеющих вдоль фюзеляжа острых видимых углов, достаточно Вида сверху или Вида снизу.
Вид снизу
Вид сверху
Ну и конечно Вид справа, с проведенными линиями для сечений.
Построение видов не должно вызвать затруднений, Вы просто обводите контур фюзеляжа, крыльев и оперения (у меня крыло и оперение отсутствует).
Создание Плоскостей для сечений.
Для построения плоскостей нам понадобится панелька “Справочная Геометрия”. Её можно достать, щелкнув правой кнопкой мыши на панели инструментов и поставить галочку “Справочная Геометрия”.
Нам понадобится инструмент плоскость. Нажав на неё, откроется диалоговое окно, для построения строго вертикальных сечений параллельных плоскости спереди, сечение строится очень просто, кликнете на плюсик дереве построения (оно по умолчанию спрятано) и выбираете плоскость спереди.
Далее нужно выбрать точку на линии, которую вы построили на виде справа, чтобы плоскость встала на место. Убедитесь что у Вас активно окно Второй Ссылки, если оно не активно просто кликните в него, оно активируется:
И выбираем точку:
И получаем готовую плоскость, осталось нажать галочку ОК.
Кстати, после построения Вы можете задать плоскости форму (прямоугольную) какую вы захотите, просто потяните вот за эти кружочки.
Также можно создавать плоскости не по линиям, созданным на Виде справа, а по расстоянию от первой плоскости. Чтобы это сделать нужно: выполнить первый шаг, это выбрать на основе какой плоскости будет создаваться плоскость, в нашем случае это плоскость «Спереди» из дерева построения. Далее просто вводим необходимое расстояние, вот в это поле, и ОК. Если поле не активно, и значение не вводится, нужно нажать на кнопку активации. Также можно изменить направление создания плоскости, просто поставив галочку “Переставить”.
Если Вы уже создали плоскость с помощью точки, то есть указали вторую ссылку, и хотите перестроить её с помощью расстояния, но нажав на кнопку активации расстояния, Вы получите ошибку, нужно просто удалить Вторую ссылку (Правой кнопкой мыши вот на этом поле)
Продолжение > Вторая часть статьи.
С уважением, Тагир Биктимиров.
Обсудить на форуме
|