Электрические 3D модели самолетов 30е класса 30е: 3 или 6 банок?
Введение
Наверняка каждый, кто озабочен выбором хорошей пилотажной/3D модели рано или поздно обращает внимание на самолеты класса 30е.
Что это такое?
Как правило, это электролеты облегченной бальзовой конструкции с размахом крыла 1200-1400 мм и рекомендованным полетным весом 1250-1500 г.
Чем же они привлекательны?
С одной стороны, это уже не пенолеты и не паркфлаеры. На городских площадках эти машины смотрятся весьма внушительно как на земле, так и в воздухе. С другой - их хозяева могут по-прежнему наслаждаться всеми прелестями беззаботной жизни "паркового электролетчика", а именно:
умеренные габариты модели не создают особых проблем при транспортировке и домашнем хранении;
можно летать повсюду, в городской черте и за городом;
"кайф электрички" - не нужно никакого стартового оборудования и ГСМ. Передатчик на шею, батареи в карман, самолет на заднее сиденье и поехал подлетнуть после работы, перед футболом;
наличие на рынке довольно большого разнообразия ARF'ов, в том числе от именитых разработчиков и производителей, очень качественных с феноменальными пилотажными качествами;
недорогая комплектация. И это тот случай, когда дешевый не значит плохой!
Просто конструкция и ТТХ этих моделей не подразумевают использования дорогостоящих компонентов (большой мотор, высокоамперный регулятор, многобаночная батарея и т.д.), из-за которых большие электролеты быстро перегоняют в цене ДВС, часто делаясь с какой-то точки зрения бессмысленными. По этим причинам даже владельцы бензиновых гигантов не прочь иметь в своем ангаре такой аппарат.
Однако, факт демократичной комплектации, пожалуй, наиболее радует. Попробуем разобраться, что предлагают нам производители. Вот несколько примеров:
Как видно, почти все модели как будто созданы под одну и ту же силовую установку: мотор Hacker A30 10XL, 40-амперный регулятор, аккумулятор 3S 2500mAh (или аналог каждого из этих компонентов)
Мой опыт
Этим летом я приобрел вот такой
самолет и скомплектовал его, как было рекомендовано: мотор Hacker A30 10XL, на который навесил винт APC 14х7E регулятор Hacker X-40 и 3S1P аккумулятор 2100 мАh от Пилотажа.
Масса аппарата после сборки получилась 1450 г, статическая тяга с винтом 14х7 2,7 кг. Однако полетное время с одним аккумулятором 2100 мАh составляло всего 4-4,5 минуты. Тогда было принято решение использовать сборку из 2-ух таких же аккумуляторов соединенных параллельно. При этом, масса самолета возросла до 1590 грамм, продолжительность полета возросла до 8 минут.
Вопреки ожиданиям утяжеление почти никак не сказалось на пилотажных качествах модели. Нагрузка на крыло осталась приемлемой для выполнения всех основных элементов 3D на малых скоростях и больших углах атаки.
Однако, счастье длилось не очень долго. Всего около 1,5 месяцев. Теперь все то, что случилось помогают восстановить записи на форуме.
Вчера наконец-то и я убрался. Причем, проделал это, весьма необычным способом: сжег мотор во время висения на высоте 7 метров. Тяга внезапно пропала, Хакер А-30 испустил дух - дух горелых обмоток.
Все, что я успел сделать при падении с такой высоты - перевернуть самолет в горизонтальное положение и поднять облачко пыли, шмякнувшись плашмя, на сухой песок.
Почти всю энергию удара приняло шасси. Алюминиевые стойки загнуло назад так, что обтекатели колес пробили обшивку и сломали две нервюры в консолях крыла. Из прочих потерь: треснул 1-ый шпангоут, треснула площадка крепления стоек, небольшие сколы и царапины на капоте. Одним словом, могло быть хуже. Порадовало, что все сервы по-прежнему крутятся - все-таки металлические шестерни рулят.
Итог: самолет на стапеле на пару вечеров. А вот с мотором возни будет побольше. Пока отдыхаем от 3D.
Самолет действительно был отремонтирован быстро. По поводу мотора я связался с Александром (Hivolt) и после длинных бесед с ним наступило просветление! Перегорание обмоток мотора является весьма предсказуемым результатом при использовании такой силовой установки в режимах 3D. Он объяснил, что коль скоро я все равно летаю 2-ух параллельно соединенных 3S1P, то лучше уж соединить их последовательно. Таким образом, полная мощность останется та же, а ток в 2 раза понизится.
Личный опыт Александра также показывает, что вся мотоустановка ведет себя значительно лучше при больших напряжениях и меньших токах: повышается КПД, уменьшается износ, нет риска повредить регулятор или обмотки мотора высокой температурой. Оснований не доверять этим соображения у меня не было. А так как мотор все равно нужно было перематывать, то было решено провести переделку мотоустановки под 6 банок.
Что получилось
Мотор, исходно имевший kV 900, был разобран и перемотан. Новое значение kV 500. Кроме того при намотке использовался более толстый провод, что должно было улучшить КПД и прочие характеристики мотора. Перемотанный мотор установили на самолет с винтом APC 13х6,5. 2 аккумулятора 3S1P 2100 mAh соединили последовательно. Регулятор был перепрограммирован под 6 банок, на него был напаян внешний импульсный BEC 3-5А. Масса самолета теперь составляет 1600 грамм.
Первые облеты показали следующие результаты:
1. Статическая тяга с винтом 13х6,5 составляет 2,9 кг.;
2. Полетное время - 8 минут;
3. Таким образом, средний ток, отдаваемый батареей составляет порядка 16A.
Сразу после посадки были проведены замеры температуры мотора, регулятора и батарей
Сам полет по ощущениям стал более скоростным и энергичным. На долгих вертикалях не заметно никакого снижения тяги. Висение стало возможным на половине газа.
Выводы
Итак, в результате перехода на 6 банок:
увеличилась тяга;
улучшилась токоотдача и стабильность в нагруженных режимах;
батареи, мотор и регулятор перестали сильно греться.
При этом были сохранены все плюсы класса 30e, описанные ранее.
Благодарности
Хочется сказать большое спасибо Александру Гореславцу (Hivolt) за квалифицированные советы и профессиональную работу над моим мотором. Могу порекомендовать всем!
Также благодарю всех своих друзей и соратников по совместным полетам на площадках в Марьино и Кузьминках. Отдельное спасибо Сергею (Gusha) и Жене (Evgeny), чьи фото и видеоматериалы вошли в этот рассказ.