Камбалолет.
На соревнованиях по ракетомоделизму можно увидеть, как ракета, достигнув наивысшей точки подъема, вдруг выбрасывает какой-то предмет, который затем превращается в планер. Сама ракета плавно спускается на парашюте, а планер долго еще кружит над головами зрителей. Это ракетоплан.
Среди моторных ракетопланов особый интерес представляют модели с необычными движителями, например с машущими крыльями. Однако сделать такую! модель трудно. Куда проще изготовить ракетоплан, похожий по форме на камбалу: к складывающейся модели дельтаплана добавить машущий движитель, тоже складывающийся,— вот вам модель камбалолета.
Она была изготовлена инженером Н. Вожеговым совместно с литовским авиамоделистом А. Ковалюнасом и при испытаниях показала неплохие результаты.
Несущая плоскость проста. Каркас крыла образуют 3 рейки: центральная 1 сечением 4х4 мм и 2 боковые 4 х 1,5 мм. К последним крепится резинка 2. Все рейки изготовлены из древесины сосны. Боковые рейки крепятся к центральной на шарнирах. Круглая резинка, укрепленная на боковых рейках, расправляет свою поверхность после броска модели с руки. Движител установлен на хвосте камбалолета. Каркасы крыльев 9 и хвоста 10 оклеиваются волокнистой авиамодельной бумагой.
С устройством привода двигателя следует разобраться очень внимательно. Это автоколебательный привод с механической обратной связью между двигателем и колеблющейся поверхностью. Здесь ленты резиномотора работают не на скручивание, а на растяжение. Вот почему к коленчатому валу 3 прикреплены пластинки 4 и качающаяся кулиса 5, имеющая зигзагообразный паз. Коленчатый вал вращается в двух неподвижно закрепленных щеках 7. Для снижения трения коленчатого вала о щеки между ними поставлены шайбы 8. Роль упругого торсиона выполняет гибкая стальная пластинка 6, которая соединяет хвост 10 с кулисой 5. Усилие растянутого резиномотора передается через намотанные на пластинки резиновые нити коленчатому валу, который, вращаясь, перебрасывает кулису то в верхнее, то в нижнее положение. В обоих положениях кулисы коленчатый вал стопорится и вновь начинает движение только после того, как хвост дойдет до своего крайнего верха или нижнего положения. При этом благодаря силам инерции движущегося хвоста кулиса освобождается и передает ему очередной импульс от резиномотора.
Устройство и размеры деталей привода двигателя показаны на рисунке. После изготовления и отладки крыла и привода двигателя соедините их вместе и скрепите центральную рейку крыла с балочкой привода двигателя шплинтами, пропустив их в 2 предварительно просверленных отверстия.
Собранная модель с незаведенным резиномотором должна устойчиво планировать. Может случиться так, что в полете она задирает нос или, наоборот, пикирует. Устраните это, сместив крыло относительно балочки привода двигателя немного вперед или назад.
Обсудить на форуме
|