Для тех кто делает первые шаги в авиамоделизм, предлагаю
описание кордовой, учебной модели самолета, присланное Кузнецовым
Андреем.
Кордовая, учебная
модель самолета
Скажу сразу, точных размеров не помню, посему чертеж не получился.
Основные размеры (крыло, длина фюзеляжа, стабилизатор) соответствуют
наборам-посылкам "кордовая пилотажная модель", соответственно,
можно и с подобного чертежа взять.
В чем "изюм"? Изюм в креплении крыла, оно крепится
не жестко, а съемное, привернуто резиновым жгутом. При ударе
об землю, жгут соскакивает и укрыло особо сильных повреждений
не получает. Правда это в теории, реально - как повезет. А
фюзеляж - вообще доска, ему только огонь и может повредить.
Взяв с собой пару крыльев, можно весь день упражняться!
Перейдем к описанию:
Крыло
Крыло кордовой модели самолета симметричного профиля, прямое. При разметке учитываем,
что оно будет крепиться к фюзеляжу по центру среднего межнервюрного
промежутка. Длина левого крыла может быть как больше, так
и равна правому. Изготавливаем нервюры (1-2 мм фанера с облегчающими
отверстиями или 2 мм шпон без отверстий) и собираем каркас
крыла (не забыть пару нервюр про запас для последующего ремонта).
Место крепления фюзеляжа заклеиваем плотным пенопластом (5-8
мм пластины, подогнанные по форме). Концевые нервюры усиливаем
косынками и обклеиваем пенопластовыми законцовками.
У концевой нервюры левого крыла вклеиваем деревянную бобышку
под держатель для корда (корд пройдет над крылом, а не внутри
него). Все это хозяйство обтягиваем лавсаном (или чем придется).
Место крепления к фюзеляжу дополнительно обклеиваем полосками
мелкой наждачной бумаги. В бобышку вклеиваем кольца для корда
(кусок канцелярской скрепки, изогнутый 2-мя кольцами).
Все. Крыло готово. Как вариант - цельнопенопластовое крыло
с 4-мя нервюрами: 2 - по краям, 2 - по центру. Сам не пробовал,
должно получиться более прочно, профиль точнее, но вес солидный.
Фюзеляж
Для фюзеляжа используем доску (сосна, осина, короче любая)
толщиной 10-15 мм (зависит от глубины картера двигателя).
По оставшейся "запасной" нервюре размечаем ложемент
под крыло. Выпиливаем, шкурим и т.д. Пропиливаем паз под двигатель
и под качалку.
Сверлим 2 отверстия под штырьки, на которые будет наматываться
крепящий крыло резиновый жгут. Заодно и сами штырьки изготавливаем
(сосна диаметр 6-7 мм).
Моторама
Мотораму усиливаем 2-мя слоями фанеры (1 мм). Для пущей прочности
пропил под двигатель делаем только с одной стороны. (Это к
пункту 2 о толщине заготовки под фюзеляж). Поверх фанеры наклеиваем
накладки под двигатель (береза). Их назначение - отклонить
ось мотора на 4-5 градусов из круга для увеличения натяжения
корда.
Хвостовое оперение
Киль - фанера 1мм., крепится внахлест к фюзеляжу на клей и
обойные гвозди. Предварительно фюзеляж подстрагивается, чтобы
киль разворачивал модель из круга.
Стабилизатор изготавливаем из 3 мм фанеры, можно из широкой
рейки (последний вариант более легкий, но более хрупкий).
Заодно изготавливаем и руль высоты. Он крепится на 3-х петлях
из скрепки и жести.
Сборка фюзеляжа
Теперь собираем все вместе. Мотораму мы уже изготовили. Ложемент
для крыла изготавливаем из фанеры 1 мм. ширина его должна
быть не меньше межнервюрного интервала, чтобы крыло упиралось
не только пенопластовыми вставками, но и самими нервюрами.
Вклеиваем штырьки крепления крыла. Когда все высохнет, можно
полюбоваться на модель с прикрученным крылом. Для надежного
и относительно безопасного крепления крыла необходимо 3-4
метровое кольцо авиамодельной "лапши".
Теперь крепим стабилизатор, контролируя его параллельность
плоскости крыла. Он также крепится внахлест к хвостовой балке
фюзеляжа на мелких шурупах с клеем. Теперь снимаем крыло,
фюзеляж несколько раз грунтуем, шкурим, шпаклюем, затем красим
в какой-нибудь эргономичный цвет по желанию.
Все почти готово. Монтируем систему управления, качалку,
кабанчик, тягу. Корд крепится непосредственно за качалку,
для чего изготавливаем 2 карабинчика из скрепки и кембрика.
Не забудем и про бачок.
Топливный бак
Обычный "домик" из жести. Правда "система"
с 3-мя трубками как-то не продвинулась. Дренажная трубка,
мне кажется, не нужна. При заправке ее роль отлично выполняет
питательная (при открытой игле мотора и опущенном хайлом вниз
самолете) в полете заправочная дает достаточный напор воздуха.
Но если давление в дренажной трубке в полете будет больше,
чем в заправочной, все топливо достаточно быстро вылезет через
заправочную трубку.
Шасси
Тут ничего не скажу. Город у нас маленький и асфальтового
кордодрома просто нет. Посему вопрос о шасси сам по себе снимается.
Небольшие модели (размах крыла 90 см + мотор КМД 2,5) отлично
выбрасывались с рук и каким-то образом приземлялись. Есть
варианты крепления шасси на крыле, через предварительно вклеенные
бобышки, но можно всю эту канитель закрепить и на фюзеляже
(впереди ложемента крыла).
По поводу точных размеров ничего не смогу сказать, сам делаю
"на глазок" и по памяти. Сейчас "забубенил":
размах крыла 1,2 м; вес без мотора 400 грамм; мотор "Полет"
- калилка 5,5 кубика. Вроде бы взлетела...
Обсудить на форуме
|