Контурный Piper Cub
Прототипом этой полукопии стал один из наиболее массовых легких самолетов производства США. Piper Cub пошел в серийное производство еще до Второй мировой войны, и выпускался в различных модификациях.
Многие самолеты были проданы в аэроклубы, а также в частное пользование. Поэтому можно встретить фотографии с разнообразной окраской этого самолета. Piper Cub весьма выгоден для копирования благодаря значительной площади крыла. Да и чертежи прототипа найти нетрудно - они публиковались как в книгах, так и журналах.
Фюзеляж
Носовая часть выпиливается из фанеры толщиной 12 мм. Верхний и нижний контурный стрингер наборной фермы фюзеляжа - кедровые рейки сечением 7x12 мм. Посредине собранного контура монтируются раскосы из реек 4x10 мм. Ферма дополняется с обеих сторон стрингерами сечением 4x4 мм. Затем хвостовая часть фюзеляжа с помощью ножа, рубанка и шкурки утончается к месту подвески руля направления до 5 мм. Для монтажа стабилизатора вклеиваются вставки из фанеры толщиной 1,2 мм.
На обе стороны носовой части приклеиваются накладки из фанеры толщиной 3 мм (левая накладка без выреза под двигатель). Из такой же фанеры выпиливается и дополнительная накладка на левый борт для имитации капота. С правой стороны монтируются буковые клиновидные брусья моторамы, задающие выкос двигателя из круга. Топливный бак спаивается из жести.
Фонарь вырезан из оргстекла толщиной 4 мм. По низу он имеет припуск в 4 мм, в котором сверлится ряд отверстий 02 мм - для надежной склейки с деревянными деталями.
Конечно, в месте монтажа фонаря в фюзеляже выполняется паз соответствующей глубины. В верхней части фонаря сверлятся два отверстия 04 мм под шпильки крепления крыла. В зоне шасси с помощью саморезов фиксируются дюралюминиевые кронштейны для крепления подкосов крыла.
Крыло
Расстояние между нервюрами масштабное. Носики нервюр и жесткая обшивка лобика не применялась из-за экономии веса. Нервюры вырезаются из фанеры толщиной 1,2 мм. Все три рейки лонжерона - сосна сечением 4x8 мм. Передняя кромка сделана из липовой рейки сечением 6x6 мм, а задняя - из кедра 5x10 мм. Для поддерживания ряда концевых нервюр поставлены длинные штифты из стекловолоконных кисточек.
Утолщенные корневые нервюры сделаны из кедра 8 мм. После сборки каркаса их заваливают под требуемым углом V, после чего на торцы консолей приклеиваются накладные нервюры из фанеры толщиной 1,2 мм. Законцовки «ламинированы» из семи слоев соснового шпона 0,8 мм на эпоксидной смоле.
Крыльевые подкосы овального сечения выструганы из березовых реек 6x8 мм. На их концах вклеены дюралюминиевые оконцовки под крепеж М2. На нижних полках лонжерона с помощью такого же крепежа устанавливаются дюралюминиевые ушки. Вблизи конца левой консоли заделывают проволочные направляющие для корд.
Хвостовое оперение
Эллиптические контуры плоского руля поворота, стабилизатора и руля высоты выклеены так же, как и законцовка крыла - из семи слоев елового шпона 0,8 мм. Лонжеронные элементы оперения сделаны из реек сечением 5x10 мм, а «нервюрный» набор - из реек 5x5 мм. Руль направления ставится на место с помощью отрезков полумягкой проволоки (толстые канцелярские скрепки), что позволяет регулировать угол его отклонения. Половинки руля высоты соединяют торсионом из проволоки ОВС 02 мм, и подвешивают на стабилизаторе пришивкой из лески 00,15 мм.
Шасси
Основные стойки вырезаны из дюралюминия толщиной 2 мм. На фюзеляже они фиксируются парой сквозных винтов МЗ с гайками. Оси колес - аналогичные винты. Использованы обычные колеса диаметром 50 мм.
Задняя стойка согнута из стальной проволоки 01,5 мм. На нее поставлено пластиковое колесико 20 мм, которое зафиксировано припаянной жестяной шайбой.
Система управления
Система управления - стандартная. Тяга руля высоты выполнена из круглой деревянной рейки диаметром 6 мм, на концах которой нитками с клеем закреплены оконцовки из проволоки 01,5 мм. Кронштейн качалки вырезан из дюралюминиевого профиля с толщиной стенки 2 мм, и закреплен на фюзеляже двумя винтами М4 с гайками.
Отделка
Модель обтягивается лавсановой пленкой или микалентной бумагой на эмалите и окрашивается в соответствии с выбранным оригиналом.
Дополнительная информация
В целом получилась удачная, летучая полукопия, доступная кружковцам второго года обучения. Модель оказалась прочной «долгожительницей». С одной из полукопий после пятидесяти полетов (а на их протяжении были «посадки», при которых стойки шасси выворачивались в обратную сторону) мы для проверки качества клеевых швов сняли обшивку. Ни одной трещины, все как новое!
Первая полукопия Piper Cub была создана еще в 1997 году. С тех пор построено 12 (!) экземпляров этой модели. Замечаний к конструкции за это время не возникло. Заметим, что, конечно, несложную модель можно дополнить деталировкой, повышающей степень копийности.
Габариты, площадь и вес модели хорошо сочетаются даже с обычным микродвигателем КМД-2,5. Однако есть ощущение, что увеличивать габариты и вес нельзя, иначе может не хватить мощности данного двигателя. В предложенном же варианте полукопия даже в сильный ветер уверенно ведет себя и на виражах и в крене.
В. Козин, руководитель кружка. г.Магадан
Обсудить на форуме
|