Палка, а ля Буланов - Броканс.
Я
обращаюсь к тем читателям, которые решили построить свою первую
радиоуправляемую модель самолета, но в силу отсутствия опыта, не знают с чего
начать. Большое количество статей, разные, порой противоречивые
мнения, о том каким должен быть первый самолёт, делают своё
дело - как правило, ещё больше запутывают начинающих - каждый
знает, как трудно сделать правильный выбор, особенно приступая
к постройке новой модели, да ещё и нового класса.
Множество раз в жизни, мне приходилось принимать решения
- как быть и что делать, всегда помогало решение одного вопроса
- что Вы ищете? Что хотите получить? Если красивый "настенный"
самолёт - тогда в магазин. Если же хотите "летать"
- стройте сами - хотя бы потому, что сами сможете отремонтировать.
Да и научитесь строить модели самолета без применения дефицитных материалов
- в последнее время, былые трудности, связанные с отсутствием
бальзы ушли, и большинство описываемых моделей, предлагаемых
читателям, построены именно из бальзы. Но как быть тем, кто,
по разным причинам, её не имеет? Для них и предлагается следующая
конструкция.
Соблюдая авторские права своих коллег, сразу хочу сказать,
что первоначальная конструкция данной модели самолета пришла ко мне из Риги от П.Броканса
и В.Буланова. Я изменил конструкцию крыла и установил стойки
шасси.
Чертеж в формате *.dwg - palka.zip
(183 kb)
Конструкция
Особенностью модели самолета являются две вещи - безбальзовая конструкция
и единый строительный уровень - двигатель, крыло и стабилизатор,
находятся на одной строительной высоте - такое решение давно
применяется в классе кордовых пилотажных моделей, и зарекомендовало
себя только с лучшей стороны.
Фюзеляж
Фюзеляж модели изготовлен из двух частей, соединённых меду
собой, выточенным из дюралюминия, фланцем (рис. 1). Носовая
часть представляет собой коробку, в которой расположены приёмник,
аккумуляторы питания, рулевые машинки рулей высоты и направления,
а также газа. Моторама (рис3), изготовлена из двух слоёв строительной
фанеры толщиной 10мм, склеенных между собой и вклеена между
боковинами (рис 2). В ней пропилено место для крепления двигателя,
причём сразу, с углом вправо "по полёту" - 2градуса.
В месте окончания моторамы установлен фанерный шпангоут (8мм)
(рис.4), на который, опираются стойки основного шасси, в верхней
части он несколько выступает над моторамой. Второй шпангоут
(рис.5), являющийся также, задней стенкой коробки, из той
же фанеры. К нему тремя винтами М3 крепится хвостовая балка,
при помощи, ранее упомянутого фланца. Низ коробки зашит фанерой
толщиной 1мм (рис.6) - слои поперёк полёта. С внутренней стороны,
по кромке щёчек наклеена сосновая рейка 3х3 (на чертеже не
указана), в местах установки опор шасси, добавлены дополнительные
фанерные накладки толщиной 3мм. Штыри, для крепления крыла
резиновыми кольцами, изготовлены из бука и расположены так,
что, проходя внутри короба, соприкасаются со шпангоутом -
задний, передний с моторамой. Расположение заднего штыря таково,
что ось его находится под осью навеса элеронов, передний же
штырь, отнесён от передней кромки крыла на 20мм - таким образом,
крыло постоянно прижимается к переднему шпангоуту, чем обеспечивается
его заданное положение относительно фюзеляжа. Во внутренней
части образованного короба, на щёчки наклеены липовые брусочки
- на них устанавливаются рулевые машинки, их расположение
поперёк фюзеляжа.
Хвостовая балка
Хвостовая балка (рис.7) изготовлена методом накрутки стеклоткани
на болванку - 3 слоя (витка) материала 0.1мм толщиной. Способ
изготовления, материал, вид, никакой критичности не имеют.
делайте так, как вам нравится - хотите ферменную конструкцию
- пожалуйста, хотите бальзовую трубу - не запрещается, однако,
более интересным вариантом, мне кажется, будет формовка на
болванке, квадратной (прямоугольной) в сечении, пенопластово-стеклопластиковой
трубы с закладкой ребер жёсткости - сосновых реек.
В литературе по моделизму достаточно описаний как сделать
фюзеляж, поэтому, думаю, вам решать, что в вашем случае, будет
лучшим. Единственное, что стоит отметить - в первоначальной
конструкции, эта самая труба, является самым слабым местом,
и в случае аварии, ломается именно она, чем сохраняет остальные
части самолёта от больших разрушений.
В хвостовой части смонтирована опора (рис.8), обеспечивающая
монтаж стабилизатора на строительной высоте 0. Она изготовлена
из твёрдого пенопласта и обшита кусочками миллиметровой фанеры.
К ней, на смоле приклеивается готовый стабилизатор, а на него
киль.
Крыло
Крыло изготовлено несколько необычным способом. Для его изготовления
надо подготовить три простых приспособления - стапель для
сборки лонжерона и два приспособления для вырезки пенопластовых
деталей.
Стапель представляет собой ровную плиту (ДСП, к примеру)
на которой клеем и гвоздями закреплены рейки параллельно друг
к другу и на расстоянии 45.3мм - толщина применяемого профиля.
Приспособления (рис.9) - дощечки, на которых закреплены соответствующие
шаблоны. Технология такова: изготовив шаблон профиля крыла
- применён симметричный профиль "ЯК55"-18%, размечаете
его - наносите карандашом место под лонжерон - 25% от хорды
полного профиля. Если не собираетесь менять мои размеры, тогда
- хорда полного профиля 252мм, 25% от неё - 63мм, восстанавливаете
перпендикуляр к средней линии профиля, затем второй, с расстоянием
равным ширине полок будущего лонжерона (7мм) - 70мм, и третий
на расстоянии 220мм - все размеры даны от передней кромки.
У вас образовались, четыре четверти (если так можно выразиться)
профиля. Теперь надо вычертить две четвертинки профиля - "полу
лобик" и "полу хвостик", несколько продлив
при этом лекальные линии, сохраняя естественно их кривизну.
По полученным формам надо изготовить четыре (два на каждый)
шаблона (любой листовой металл, толщиной до 0.5 мм - быстро
обрабатывается) - они будут устанавливаться на приспособления.
Шаблон "полу хвостика" необходимо занизить на толщину
шпона, который вы должны будете наклеить на внешнюю сторону
полу нервюр - два склеенных "полу хвостика" - одна
полу нервюра.
Лобик крыла изготовлен наборным, из, вырезанных из упаковочного
пенопласта, "полу лобиков" длинной 200мм. Передней
кромки не предусматривается. Склеенный на эмульсии "ПВА",
на ровной поверхности, он клеится к готовому лонжерону.
Лонжерон (рис.10), состоит из двух полок сечением 7х3. Из
этих полок изготавливается ферма. В подготовленный стапель
укладываете полосу бумаги - разделитель. Затем, при помощи
гвоздей, фиксируете полки, прижимая их к ранее закреплённым
рейкам. Длинна подготовленных полок - 750мм. Далее, на клею
(я использовал "ПВА"), монтируете усиливающие рейки
(7х7х300) (рис.11), так, чтобы они выступали со стороны будущего
соединения лонжерона на 50мм. Эти рейки также прижимаете к
полкам при помощи, вбиваемых в "ДСП", гвоздей. Теперь
начинаете готовить - отрезать и подгонять стойки-стенки нервюр
(рис.12) (желательна липовая рейка 7х3.5 - тарная доска?)
с шагом 80мм, подогнав все - они должны входить с чуть заметным
усилием, естественно перпендикулярные к полкам и без щелей
вместе стыка. Вклеиваете их, прижимая к "полику"
стапеля - они должны занять половину ширины полки лонжерона.
И последнее - подгоняете диагональные рейки (рис.13) к полученным
прямоугольникам, чем заканчиваете конструкцию фермы, причём
занимаете оставшиеся пол ширины полки лонжерона - в на хлёст
на установленные уже стойки-стенки. Когда клей высохнет, снимите
со стапеля, предварительно вытащив все гвозди, готовую половинку
лонжерона.
Изготовив вторую, подгоните торцы усиливающих реек до образования
необходимого угла "V" (176 градусов), затем, изготовив
буковые рейки склейте, уложив на ровную поверхность, две половинки
лонжерона. Не забудьте, в месте стыка усиливающих реек установить
вертикальную стойку и диагонали. Лонжерон готов.
Следующим этапом будет изготовление полу нервюр
Изготовленные шаблоны полу нервюр, надо приклеить к ровной
дощечке на расстоянии 100 - 110 мм, так, чтобы в пространство,
образованное между ними, впоследствии уложить заготовку пенопласта.
В шаблонах полу нервюр, предварительно надо сделать отверстия
для штырьков (булавки, тонкие гвозди, заточенные спички…),
для удержания заготовки во время вырезки профиля проволокой.
Подготовьте пенопластовые блоки - при помощи угольников нарежьте
на заготовки 150х100х40 - 4штуки, 200х30х70 - 16 штук - из
них, в последствии изготавливаются лобики. Количество указано
для умеющих пользоваться эл. лобзиком, если Вы новичок в этом,
заготовьте больше.
Вставляйте заготовки в приспособления и вырезайте заготовки
полу нервюр. Когда, у вас получится - для этого порой приходится
делать несколько раз, возьмите два блока полу нервюр и склейте
между собой на эпоксидном связующем. Отход от пенопластовой
заготовки не выбрасывайте - очень удобно использовать в виде
профилированного прижима. На "рабочую" поверхность
нервюр наклейте (можно всё сразу) шпон, которым располагаете.
Если его толщина не будет превышать 1мм, то можно попробовать
клеить без подготовки - я имею виду предварительный изгиб
по профилю. Когда связующее отвердеет, аккуратно распилите
блок на нервюры с припуском (10мм) для шлифовки до толщины
8мм.
Один из вариантов я сделал так: вместо шпона использовал
миллиметровую фанеру. Заготовку предварительно распарил, изогнул
по профилю, правда, для этого сделал приспособление из дерева.
В заготовке сделал лобзиком предварительные, не доходящие
до концов, пропилы по которым, в последствии разрезал блок
на нервюры. В этом варианте выступающие хвостики фанерных
полок, с одной стороны, клеятся на лонжерон "в на хлёст",
а с другой - между ними, монтируется задняя кромка. Таким
образом, каждая нервюра, совместно с вертикальной стойкой
в лонжероне и задней кромкой, образует замкнутый, жёсткий
профиль. Однако это не обязательно - практика показала, что
склейка "в стык" на смоле, достаточно прочна - рассматривая
обломки крыла, после сильного удара о землю (лопнул картер
МДСа 6.7КУ, оторвалась моторама…), было видно - склейка не
отказала - шпон порвался "по живому".
Изготовленные, отшлифованные полу нервюры клеятся к лонжерону.
Для этого, уложите лонжерон на ровной поверхности, вертикальными
стойками вверх, зафиксируйте его. На эти вертикальные стойки
приклейте нервюры, зафиксируйте их булавками, при этом постарайтесь
установить их как можно ровнее во всех плоскостях. Сверху,
на хвостики нервюр приклейте задние кромки (7х7х800) (рис.14),
предварительно взаимно подогнав их концы. Когда клей отвердеет,
с внутренней стороны крыла, сделайте накладку (не показана
на чертеже), чем упрочните место склейки задней кромки. Далее
вырежьте из пенопласта 4 "широких" полу нервюры
- 80мм, подгоните к задней кромке и вклейте, образовав таким
образом, "монолитный" центроплан (рис.15). Наклейте
на него шпон. Когда всё высохнет, прорежьте углубление под
рулевую машинку элеронов, под лапки крепления приклейте миллиметровую
фанеру, а в местах установки шурупов вклейте деревянные штыри.
В последствии в них закрутите шурупы.
Теперь дело за лобиками. Изготовив, как указано на рисунке
9, приспособление, вырежьте заготовки лобиков. Один совет
- начинайте резать с толстой части - от лонжерона к ребру
атаки и прежде чем вводить проволоку в пенопласт, подуйте
на неё. Конечно, несколько заготовок Вы загубите (знаю - сам
грешен), но очень скоро получится. Отсортируйте готовые детали,
и на ровной поверхности, можно использовать стапель для лонжерона,
клеем "ПВА" склейте лобик длинной 800мм. Не наносите
много клея - эта склейка не должна быть "мёртвой"
- лишь бы он, лобик, не разваливался в руках.
Склеенные лобики, в месте стыка в центроплане, взаимно подгоните
между собой и приклейте на том же клею к лонжерону, промазывая
клеем, как полки лонжерона, так и диагональные рейки. Используя
липкую бумажную ленту, зафиксируйте лобики от смещения.
Дело за законцовками. Для их изготовления я использовал тарную
фанеру белого цвета. Из неё вырезал 4 - по два на каждое крыло,
нервюры, склеил вместе по две, и прорезал облегчения. Приклеив
законцовки к крылу, надо сделать радиус скругления - какой
позволит толщина заготовки. В последствии, при обтяжке крыла,
надо заклеить облегчения, плёнкой.
Теперь, когда на лонжероне навешено всё, из чего состоит
крыло, приступим к обтяжке. Перед обтяжкой, шкуркой "средней
крутизны" надо зачистить каркас крыла особое внимание
уделите стыковке лобика и лонжерона - пенопласт не должен
выступать над лонжероном.
Далее >>>
Обсудить на форуме
|