Читая посты в интернет формах и разговаривая с пилотами, я слышал одну и ту же мысль: «Заменить ферродо очень сложно» или «Я пытался заменить ферродо, но не смог это сделать правильно, поэтому я просто заменил колокол сцепления с вклеенным на заводе ферродо». Последняя мысль это отличное решение проблемы, но решение дорогое. Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы сможете поменять ферродо, как профессионал.
Ферродо приходит в негодность по множеству причин, но три из них встречаются наболее часто:
Запуск двигателя на высоких оборотах. Если сразу не остановить двигатель, то повреждение сцепления гарантировано.
Авария с работающим на высоких оборотах двигателем. Не переживайте, все мы сделали это хоть однажды.
Естественный износ; великолепно!!!
Естественный износ ферродо наступает спустя очень много полетов и если это ваш случай, то вы все делаете правильно!
Сборка нового сцепления: шаг за шагом…
Диагностика
Итак, мы сидим перед коробкой полной великолепных колоколов сцепления, но с изношенными или отсутствующими ферродо. Первым делом нам необходимо очистить и осмотреть колокол, так как не имеет смысла устанавливать новое ферродо в плохой колокол. Протрите его спиртом и вытрите насухо. Теперь поместите сцепление внутри колокола и проверьте равномерность зазора между колоколом и сцеплением по всей окружности. Зазор может быть совсем не идеальным, но если неравномерность превышает 0.01 дюйма (0.025 см), то необходимо предпринимать меры для корректировки. Если старое ферродо находится в плохом состоянии, то лучше полностью удалить старое ферродо до проведения осмотра.
Старое долой
Очень важно полностью удалить старое ферродо и клей, Так что бы внутри колокола сцепления остался голый металл. Перед проведением операции необходимо защитить подшипники. Если подшипники находятся в колоколе, и они не изношены, то их можно просто закрыть небольшим кусочком изоляционной ленты. Незначительные остатки ферродо и клея можно удалить грубой наждачной бумагой (например зернистость 80).
В случае, если старое ферродо имеет достаточную толщину, то для его удаления можно использовать следующий способ. Необходимо зажать шестеренку сцепления в патроне электродрели, имеющей плавную регулировку скорости (можно использовать аккумуляторную дрель), и включить вращение с очень малой скоростью. Проверьте вращение колокола сцепления. Если колокол не вращается, что свидетельствует о слабом зажатии в патроне, то еще немного зажмите колокол в патроне и попробуйте снова. Всегда удается затянуть колокол после нескольких попыток. ЗАЖИМАЙТЕ КОЛОКОЛ В ПАТРОНЕ ОСТОРОЖНО, т.к. вы можете повредить шестеренку. Теперь, пока колокол медленно вращается, прижмите наждачную бумагу изнутри колокола сцепления к ферродо. Обычно для полного удаления ферродо и остатков клея требуется несколько минут, а по окончании у вас будет чистая ровная поверхность готовая для установки нового ферродо.
Примечание: В целях безопасности применяйте только наждачную бумагу при удалении ферродо с помощью дрели.
Новое установить
Начните с примерки нового ферродо. Ферродо некоторых производителей уже имеет необходимую длину, ферродо других производителей необходимо подогнать по месту. Лучше обрезать с небольшим запасом около 1/32 дюйма (0.08 см). Затем оберните ваше сцепление по периметру несколькими слоями изоляционной ленты (6-8 слоев будет достаточно). Старайтесь приклеивать строго по краю с той стороны, которая будет внутри колокола сцепления. В большинстве случае с другой стороны остается достаточно много изоляционной ленты и это нормально. С помощью бритвы или острого ножа прорежьте все слои изоляционной ленты поперек сцепления в одном месте.
Это просто!
Расположите новое ферродо внутри колокола и попытайтесь вставить сцепление в колокол для прижатия нового ферродо к стенкам колокола. НЕ НАЖИМАЙТЕ СИЛЬНО! Сцепление должно входить в колокол с небольшим усилием. Если вставить сцепление не получается, то найдите поперечный разрез изоляционной ленты, который вы сделали и удалите один слой. После удаления слоя изоляционной ленты попытайтесь снова вставить сцепление в колокол. Удаляйте слои изоляционной ленты со сцепления до тех пор, пока сцепление не войдет в колокол с небольшим усилием. Если при первой попытке сцепление входит в колокол слишком свободно, то удалите со сцепления всю изоляционную ленту и намотайте заново большее количество слоев. Необходимость намотки большого количества слоев изоляционной ленты может являться сигналом о сильном износе сцепления или колокола, в связи с чем может потребоваться их замена.
Клейкий момент
Нам необходимо вклеить ферродо в колокол. Для этого лучше использовать циакриновый клей средней вязкости с увеличенным временем схватывания. Клей наносится на внутреннюю поверхность колокола с помощью одноразовой кисточки (например палочки для макияжа), и в этом случае у вас получится 100% покрытие поверхности тонким слоем циакринового клея. Теперь аккуратно установите ферродо внутрь колокола, прижмите его к стенкам и вставьте сцепление с намотанной изоляционной лентой. Теперь осмотрите внимательно правильность установки – именно поэтому я рекомендую использовать циакриновый клей с медленной скоростью высыхания – и в случае необходимости проведите коррекцию. После того как все установлено правильно, дайте клею высохнуть.
Проверка
После высыхания циакринового клея можно посмотреть на результаты работы. Осторожно удалите сцепление и изоляционную ленту со сцепления. Удалите остатки клеевой массы со сцепления с помощью спирта. Вставьте сцепление обратно в колокол и проверьте зазор между сцеплением и ферродо. Зазор может варьировать от модели к модели. Однако, опытным путем установлено, что если между сцеплением и ферродо можно разместить от 1 до 3 листков бумаги, то сцепление работает превосходно.
Получилось!
Вот и вклеено новое ферродо в колокол сцепления и обычно это стоит менее 1/10 стоимости нового колокола. После нескольких таких ремонтов эта процедура будет занимать около 30 минут, а результат будет не хуже чем у вертолетного гуру.
Перевод и публикация выполнены с разрешения редакции журнала RC Heli Magazine
Источник: blogs