Главная > Модели> Радиоуправляемые вертолеты. Умей работать шагом!
Умей работать шагом!
Да, речь пойдет про тот самый collective management, под которым обычно понимают умение не душить ротор на тик-таках. На самом деле, умение работать шагом – это несколько более обширная тема. В этой статье я хочу свести воедино свои соображения по этому вопросу и ту информацию, которую подчерпнул из книг, журналов и публикаций в интернете.
Если оценить ситуацию вцелом, то критерии качества работы общим шагом можно записать так: аккуратность, скорость, точность, синхронность, чувство направления. Аккуратность позволит не задеть другие каналы и не задушить ротор, скорость даст быструю работу шагом на резких маневрах, точность позволит с первого раза перевести стик в нужное положение, синхронность и чувство направления позволят за счет общего шага менять или сохранять высоту и направление полета во время комплексных 3D маневров.
Переводя сухие характеристики в практическую плоскость, выделю следующие навыки работы общим шагом:
Точность. В том числе точность попадания в среднее положения стика шага (нулевой шаг) и попадания в точку висения. Влияние на полет: при ненулевом шаге в положении "на ноже" (диск ротора расположен вертикально) появляется увод модели из точки зависания или с вертикальной траектории. Ошибка с установкой нулевого шага хорошо заметна в фазе разворота при "развороте на горке" или при вертикальном спуске с бочкой носом/хвостом вниз: при шаге, отличном от нуля, модель начинает идти по спирали.
Одновременная работа шагом и рулем. Сохранение скорости пируэта при работе шагом. Проявляется на любых маневрах с пируэтом, например, пирофлип. Актуально для передатчиков MODE2, когда шаг и руль управляются одним стиком (в случае MODE1 - работа шагом и элеронами).
Синхронность работы шагом и цикликом. Характерно для маневров с тик-таками. Несинхронная работа приводит к изменению траектории и выходу с фигуры.
Дозирование нагрузки на ротор. Характерно для маневров со сменой направления тяги: тик-таков (метрономов) и их производных. Чрезмерная нагрузка приводит к снижению оборотов и, как следствие, к падению скорости на фигурах.
Синхронность работы шагом в зависимости от положения модели во время переворота. Характерно для маневров с переворотами. В случае ошибки модель смещается от точки переворота или сходит с траектории.
Чувство направления тяги помогает сохранять движение во время переворотов, например, при движении с флипами. Ошибка в выборе направления тяги ведет к сходу с траектории на маневрах с флипами и роллами, особенно при подъемах и спусках. Высока вероятность падения модели с ускорением по направлению к земле.
Скорость работы шагом и подрывы. Низкая скорость работы шагом характеризует мягкий пилотаж и делает невозможным выполнение некоторых фигур.
Среди приведенных навыков есть такие, которые с большой вероятностью разовьются сами собой при отработке конкретных фигур пилотажа. Обычно такая отработка получается на неких базовых фигурах, которые не имеют предшественников и остается только тренировать их сами по себе. Например, дозирование нагрузки на ротор. Тут, однозначно, первым на ум приходит фигура "метроном", он же тик-так. В процессе тренировок появится чувство допустимой нагрузки, пилот начнет слышать, когда модель тянет, а когда нет, когда темп надо снизить, а когда можно увеличить и т.п.
Есть и другие навыки. Они ведут себя очень скрытно, их нехватка подолгу незаметна и проявляется лишь в трудностях освоения сложных фигур. Иногда не очевидно, что именно вызывает сложность в освоении. Здесь сам пилот должен проанализировать ситуацию и понять, что именно является причиной. Это может быть особенность настройки и поведения модели, пробел в ориентации или нехватка какого-либо другого навыка управления. Если это не модель, то скорее всего затруднение вызывает сложность с оценкой ориентации модели или ошибка в работе шагом.
Небольшое отступление: обратите внимание, что после освоения управления моделью в статике и в движении во всех ориентациях, потребуется потратить время и на освоение управления моделью при постоянной смене ориентации. К примеру, пролететь круг в нормальном или инвертном положении значительно легче, чем пролететь тот же круг, постоянно выполняя бочку. По сути, именно умение управлять моделью при постоянной смене ориентации является ключевым навыком в 3D пилотаже.
Но вернемся к работе шагом. Пора уже перечислить упражнения, которые помогут развить навыки работы шагом, что в свою очередь заметно облегчит освоение сложных фигур 3D пилотажа. Уделите этим упражнениям достаточно внимания! Возможно, некоторые из них покажутся слишком сложными – не беда, вернитесь к ним тогда, когда будете готовы.
Упражнения для развития навыков работы шагом.
Пойдем от простого к сложному.
Разворот на горке.
Скорее всего вы давно освоили этот маневр, но ведь повторение – мать учения. :) Летная школа, Часть 4. Начальная аэробатика.
Навыки: нулевой шаг.
Подъемы и спуски с пируэтом в нормале и инверте.
Навыки: аккуратность работы шагом.
Из висения с пируэтом начать поднимать модель, сохраняя пируэт. Поднять на 3-5 метров, затем так же с пируэтом спустить вниз. Во время подъема/спуска и, особенно, во время перехода от подъема к спуску следить за постоянством скорости пируэта (не задевать руль). Увеличить темп спуска и подъема для увеличения сложности.
Вертикальный круг с сохранением направления.
Навык: направление тяги.
Выполняется вертикальный круг, модель располагается боком к пилоту. Движение за счет элеватора и шага. Примерные значения шагов и наклон модели приведены на рисунке. Отдельно отработайте круг в инверте. Вариант выполнения – движение боком, в этом случае используются элероны и шаг.
Флипы и роллы на месте.
В особенности, многократные флипы и роллы. Удержание модели в одной точке в плоскости вращения. Ссылка на тему: Летная школа. Часть 8. Готовимся к инверту.
Навыки: синхронность работы шагом при смене положения модели.
4-точечный флип/ролл на месте.
Навыки: Синхронность работы шагом и цикликом, синхронность работы шагом в зависимости от положения модели во время переворота, точность попадания в нулевой шаг и в шаг висения. Очень ценный маневр, поскольку содержит в себе сразу несколько ключевых навыков — очень рекомендую освоить! Процесс выполнения описан на картинке.
Подъемы-спуски с флипами и роллами.
Навыки: направление тяги, синхронность работы шагом и цикликом, нагрузка на ротор.
Пожалуй, один из немногих маневров, который в полной мере позволяет почувствовать направление тяги ротора. Выполнение фигуры: во время подъема уверенно добавляйте шаги, когда ротор модели проходит через горизонтальное положение. Во время положения на ноже шаг переводите в ноль. Во время спуска добавляйте совсем немного шагов по направлению к земле, а сила тяжести сделает остальную работу. Особенно аккуратно надо работать шагом при приближении к земле: необходимо замедлить скорость спуска и перейти к флипам на месте, затем опять начать подъем вверх.
Тик-таки во всех проявлениях.
Навыки: нагрузка на ротор, синхронность работы шагом и цикликом. По тик-такам со временем будет отдельная тема.
Некоторые фигуры, основанные на работе шагом
Выход из падения хвостом вниз Тэйл-слайд (Tail slide).
Навыки: скорость работы шагом. Свободное падение хвостом вниз с высоты 50-70 метров. Из висения элеватором на себя модель переводится в вертикальное положение ротором к пилоту. Затем модель свободно падает хвостом вниз. Ближе к земле выполняется выход из падения путем резкой одновременной подачи элеватора от себя и полных отрицательных шагов. За счет отрицательных шагов модель продолжает вертикальный спуск. Когда ротор будет горизонтально - на долю секунды дать полные положительные шаги, чтобы остановить модель в метре от земли и сразу перевести шаги в точку висения. В идеале модель должна застыть на месте.
Петля с кувырком.
Навыки: Направление тяги. Синхронность работы шагом в зависимости от положения модели.
Прежде чем перейти к петле с кувырком очень полезно отработать простую петлю (Летная школа. Часть 5. Петля и бочка.) и прямой подъем и спуск с кувырком (см. выше в этой статье), после чего освоение петли с кувырком будет достаточно простой задачей. Для начала делайте 2 кувырка на петлю. В верхней точке -2 градуса общего шага и небольшой наклон против хода позволят сохранить скорость движения по петле. В остальном маневр не должен вызвать затруднения. Если потребуется корректировка траектории, чтобы петля не заваливалась на бок, сделать это проще в положения, когда ротор находится горизонтально.
Заключение.
Получился целый ворох маневров для отработки. Чтобы не хвататься за все сразу, начните с тех маневров, которые вам под силу. Двигайтесь от простого к сложному: сначала сохранение скорости пируэта при подъемах и спусках с пируэтом, затем точность попадания в ноль и синхронность работы шагом и цикликом на четырехточечных флипах/роллах, а затем уже отработайте направление тяги на флипах и роллах с подъемом и спуском.