«Mini Wizz» — дельталет для всех.
Эта простая и отлично летающая модель очень популярна у многих авиамоделистов Западной Европы. Причем за уже довольно солидный жизненный срок, приобрела несколько не менее примечательных масштабных модификаций. В нескольких странах проводятся соревнования (по типу национального «фан-флая») на которых все спортсмены выступают только на «Виззах».
Следует отметить и тот факт, что «Виззы» как наборы типа ARF и KIT выпускают множество моделистских фирм в Европе и Америке. В последние время на рынке появились наборы этой модели с электроприводом.
Данный материал базируется на оригинальной авторской разработке англичанина Брайана Купера, от которой и произошли дальнейшие модификации этого радиосамолета. Его главной особенностью является простота конструкции (и сборки, если это KIT или полностью «самодел»), ее дешевизна и хорошие летные качества, позволяющие даже новичкам, желающим попробовать пилотировать модели редкой, на сегодняшний день схемы. Немаловажный фактор и то, что модель отлично ремонтируется после аварий.
Для изготовления такой модели своими руками, понадобятся заготовки бальзовых пластин с плотностью не менее 0,12 - 0,15 г/см3. Применение более легкой бальзы на каркасе крыла и оперения может привести к недостаточной жесткости на крутку этих аэродинамических поверхностей. На высокой скорости (например, при крутом пикировании) и на виражах, это будет приводить к очень неприятным моментам произвольного изменения траектории полета модели, вне зависимости от команд пилота.
Конструкция модели, как уже упоминалось выше чрезвычайно проста, и технологична.
Крыло.
Крыло, элевоны и два киля, состоящие полностью из набора реек постоянного сечения 4,5х 12,5 мм (хотя можно и 5x12 мм), собираются на подходящей плоской поверхности, к примеру, чертежной доске или просто обеденном столе. Под чертеж с контурами деталей достаточно положить лист прозрачной пленки. Сборку можно вести на 30-минутной эпоксидке или хорошем ПВА. Если Вы обладаете достаточными навыками по подгонке торцевых срезов реек в точные размеры, то для ускорения работы, примените циакрин средней густоты. Куски реек, на время сушки клея, фиксируются между собой канцелярскими булавками.
У готовых каркасов скругляют передние кромки (их заранее следует пометить фломастером или маркером), затем грунтуют пару слоями жидкоразведенного нитроклея. Если где на поверхности поднимется «ворс», эти места подчищают мелкой шкуркой и еще раз грунтуют.
Фюзеляж.
Фюзеляж модели не менее прост в изготовлении. Подмоторный шпангоут выпиливается из березовой фанеры 3 мм, остальные шпангоуты - из пластины бальзы 3 мм. Не забудьте в каждом бальзовом шпангоуте сделать отверстия диаметром 15 мм под кабели от рулевых машинок. Каждый борт состоит из двух половин - верхней и нижней. Так как борт самолета плоский, то и вся сборка проводится на стапеле. Положите одну из нижних заготовок боковины на плоскость и приклейте к ней по разметке все шпангоуты, контролируя перпендикулярность осей угольником. Затем сверху наложите другую нижнюю боковину. Как только клей отвердеет, снимайте заготовку со стапеля и монтируйте крыло. Далее совсем просто - приклейте верхние панели бортов. Стык крыла с бортами усильте бальзовыми рейками треугольного сечения.
Низ фюзеляжа зашивается фанерой 0,8 мм (можно применить фанеру 1,2 мм, сошкурив предварительно один слой). В хвостовой части приклейте бобышки под рулевые машинки (серии мини) из кусков сосновой рейки 6x12 мм. В носовой части установите топливный бак на 80 см3 с соответствующими кембриками. Кембрики должны выходить в моторный отсек.
Внимание: на данной модели бортовой аккумулятор и приемник после установки в фюзеляже и подключении к сервомашинкам заклеиваются наглухо верхней обшивкой (также из фанеры 0,8 мм). Поэтому предусмотрите бортовой выключатель с дополнительным кабелем для подключения зарядного устройства.
Носовой обтекатель моторного отсека собирается отдельно и приклеивается на место только после установки мотора.
Фонарь кабины произвольной конструкции (из толстой пленки или пенопласта) и делать его или нет, решайте по своему усмотрению.
Винтомоторная группа.
Моторамма предусмотрена фирменная, покупная, из стеклонаполненного пластика. При установке ее на подмоторном шпангоуте, рекомендуется повернуть ось головки цилиндра на 45° от вертикали. В таком положении выхлопной патрубок глушителя в большинстве моторов будет выходить под крыло.
В качестве мотоустановки рекомедуется использовать импортные калильные микродвигатели доступные на отечественном авиамодельном рынке: ASP 15А, MVVS 2GFS, АР 09 Hornet или отечественный 1,5-2,5 см3 из старых запасов.
Воздушный винт подбирается в зависимости от типа и кубатуры двигателя. В одной заметке, было упоминание об установке на эту модель МWS 4,6 RC Combat, но это развлечение для любителей экстремальных полетов.
Все несущие и управляющие поверхности самолета оклеиваются современной термоклеящейся пленкой типа Monocote. Петли и кабанчики элевонов покупные или самодельные.
Вес модели без топлива должен быть в пределах 900 грамм.
В. Викторчук
По материалам журналов RCM&E и RC Modely.
Обсудить на форуме
|