Упрощенная методика настройки пилотажной модели
Грамотно спроектировать (или достать хорошие чертежи) и аккуратно построить модель - это еще далеко не все. Во многом основные летные свойства зависят от регулировки (этот процесс называют еще "настройкой").
Заметьте, что нередко изначально неплохая машина объявляется "тупой", "кривой" или просто нелетучей. Что тогда происходит? Как правило, ее хозяин тяжело вздыхает, и идет покупать материал для новой модели, даже не подозревая, что попросту не справился с регулировкой уже имеющейся. Чтобы избавить вас от подобных психологических потрясений, мы предлагаем познакомиться с упрощенной методикой настройки пилотажной модели. Этот способ годится не только для пилотажек, но и для любых других радиоуправляемых самолетов.
Подготовка к полетам
Еще перед выездом на полеты необходимо проверить модель на отсутствие круток, и проконтролировать углы установки крыла, стабилизатора и двигателя. Если позволяет аппаратура, полезно установить экспоненту равную 10-30%, при параболической зависимости.
Прибыв на место стартов, запустите и отрегулируйте двигатель. Не должно быть заметных "провалов" при переходе с малого газа на максимальный, а сам процесс должен занимать не более 2-3 секунд. Добившись этого, поверните модель носом вверх. Значительное изменение оборотов, а тем более перебои в работе недопустимы. Проверьте реакцию двигателя на ручку газа при этом положении модели. Уточните время работы на максимальном режиме с данным топливным баком.
Начальная регулировка
Тщательно подберите положение всех триммеров на средней скорости полета. Потом, делая пролеты в разных направлениях (чтобы исключить влияние ветра), резко увеличивайте обороты двигателя, и наблюдайте за поведением самолета.
Если модель будет уходить вверх или вниз, нужно отклонить двигатель соответственно вниз или вверх. Если же модель стремится влево или вправо, - поверните ось двигатель в обратную сторону. За одну регулировку мотор отклоняют не более чем на 1 мм (по носку коленвала) и, желательно, в одном направлении, например, только в вертикальной или только в горизонтальной плоскости.
После этого обязательно проверяют поведение модели, и при необходимости продолжают процесс настройки до получения требуемых результатов. Если в процессе регулировки потребуется триммировать рули, а на передатчике нет их "памяти", длину тяг желательно в конце вновь выставить "в ноль".
Отклонение элеронов и рулей
Для контроля хода элеронов и рулей выполните две-три правые и левые бочки со скоростью вращения примерно 1 об/с. При необходимости увеличьте или уменьшите ход элеронов.
Затем сделайте несколько прямых и обратных петель. Расход руля высоты должен обеспечивать выполнение квадратных петель размером около 25 метров с четко выраженными гранями. Руль поворота должен обеспечивать плоский разворот на 180° не более чем за 5 секунд.
Центровка модели
Для проверки центровки модели самолета полубочкой переведите модель в перевернутый полет. Если для поддержания горизонтального полета требуется более 1/3 хода ручки (экспонента руля высоты 0%), это означает, что центровка слишком передняя. Если же поддержки практически не требуется - центровка задняя.
Заметьте, что правильная регулировка углов отклонения руля и центровки обеспечивает свободное выполнение штопорных бочек, как прямых, так и обратных.
Угол установки крыла
Разверните модель к себе боком (ветер должен дуть в лицо или спину пилота, а модели в борт). Теперь сбросьте газ, и переведите модель в вертикальное пикирование. Руль высоты поставьте в нейтраль. Если окажется, что самолет самовольно выходит из пикирования, нужно уменьшить угол установки крыла. Модель уходит на спину - увеличивайте этот угол. Учтите, что по окончании регулировки, возможно, понадобится небольшое триммирование.
Нейтраль руля поворота
Для проверки установки нейтрали руля поворота (точная установка), разверните модель от себя или к себе (ветер должен дуть в спину или лицо пилота). После разгона переведите самолет в вертикальный набор высоты, и потом сбросьте газ. Сделайте так три-четыре раза. Если модель будет заваливаться вправо, триммером отклоните руль поворота влево. При заваливании влево выведите триммер вправо. Отрегулировав этот параметр, посмотрите, не нужно ли теперь немного скорректировать нейтраль элеронов.
Поперечный угол крыла
В горизонтальном полете полностью отклоните руль поворота. Сделай три-четыре попытки с поворотом вправо и влево. Отследите реакцию модели. Если она будет крениться в сторону поворота руля, - уменьшите угол V. А если модель станет крениться в противоположную сторону, - увеличьте его.
Положение двигателя
Для точной регулировки установки положения двигателя в горизонтальной плоскости, разверните модель так, чтобы она летела от вас по ветру. На среднем газу переведите ее в вертикальный набор высоты, и увеличьте обороты до максимальных. Сделайте три-четыре попытки. Если во время увеличения газа самолет разворачивается вправо, нужно уменьшить правый выкос двигателя. В обратном случае правый выкос придется увеличить.
Для точной регулировки установки положения двигателя в вертикальной плоскости, разверните модель так, чтобы она летела к вам боком (ветер в спину или в лицо). На среднем газу переведите ее в вертикальный набор высоты, и увеличьте обороты до максимальных. Сделайте три-четыре попытки. Если самолет при этом заваливается на спину, увеличьте наклон двигателя вниз. Если же он пытается перейти в горизонтальный полет, поднимите двигатель вверх.
Обсудить на форуме
|