AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Модели > Регулировка метательного планера

Настройка и регулировка метательных моделей планеров.

От правильной настройки и регулировки модели зависит ее дальнейшая летная жизнь.

В результате предлагаемой регулировки, траектория полета получается с правым взлётом и левым парящим виражом. Модель поднимается правой спиралью, выходит в правую сторону и затем планирует левым кругом.

Метательная модель планера.

При изготовлении модели следует обеспечивать следующие конструктивные особенности: угол установления крыла и стабилизатора 0 градусов и параллельность поверхностей плоскостей; руль поворота установлен под углом 1-1,5 градусов по отношению к оси фюзеляжа для обеспечения левого виража. Стабилизатор наклонен под углом к вертикальной оси фюзеляжа в 4-4,5 градусов и вниз направлена его правая консоль, также для левого виража. В результате такой установки стабилизатор параллелен левой плоскости крыла, что облегчает его установку и проверку. Крутка, если она применяется для тонкой настройки полета, одинаковая на обеих плоскостях консолей.

Три фазы регулировки.

Процесс регулировки четко делится на три фазы и проводится, как правило, на травяной поверхности в спокойный день, или зимой на пушистом снегу. Это экономит время ремонта и поиска модели и дает больше шансов оценки летных свойств без влияния турбулентности.

Первая фаза регулировки заключается в том, чтобы добиться планирования с плавным левым виражом при запуске с высоты плеча и небольшим наклоном носа модели вниз. Начинайте пробные запуски с центром тяжести примерно на 60-70 % хорды крыла, считая от передней кромки. Зависание исправляется передвижением центра тяжести вперед – добавление веса в нос модели. Пикирование и слишком быстрое планирование исправляется уменьшением загрузки в носовой части модели, то есть смещением центра тяжести назад. Поворот обеспечивается изгибанием задней кромки киля в нужном направлении. Целью является поворот кругом диаметром примерно 20-25 метров, со скоростью планирования чуть большей, чем скорость, при которой модель зависает. Учтите, что перемещение центра тяжести назад снижает скорость планирования, однако не следует переусердствовать, чтобы не возникло зависание модели. При зависании модель снижает скорость , задирает нос, затем нос резко опускается , поскольку модель стремится достичь необходимой для полета скорости.

Второй этап регулировки преследует цель усовершенствовать планирование и проверить устойчивость модели перед риском запуска в «полную силу». Целью этого этапа является достижение планером резкого взлета на высоту 6-10 метров с последующим переходом на горизонт и плавным спуском. Для достижения этого планер запускается со скоростью значительно превышающей скорость планирования, но все-таки не в «полную силу». Желаемый эффект достигается при запуске модели под углом в 30 градусов к горизонту и с наклоном примерно в 30 градусов влево. Если вы запускаете слишком круто, или с недостаточным углом наклона влево, модель может зависнуть. Если вы запускаете под малым углом, или слишком большим наклоном модель входит в крутой вираж или в спиральное пикирование и не выходит из этого состояния до соприкосновения с землей.

Если модель при сильном запуске, описанном выше, задирает нос вверх, так что для предотвращения зависания приходится увеличивать наклон модели влево, значит, модель слишком устойчива. Рецепт – смещение центра тяжести назад и изгиб задней кромки стабилизатора вниз. Эти изменения стоит вносить понемногу - скажем за один раз самое большое на 0.8 мм и нужно сделать несколько пробных запусков, чтобы уточнить эффект этих изменений. Кусочек пластилина размером с полгорошины существенно изменяет скорость планирования типичной модели.

Если «сильный» запуск вызывает у модели полет под углом запуска и нет тенденции к задиранию носа кверху, а, наоборот, модель стремиться лететь к земле носом, модель недостаточно устойчива. Для исправления заднюю кромку стабилизатора отгибают вверх и смещают вперед центр тяжести. Правильная регулировка приводит к крутому набору высоты с легким задиранием носа при «сильном» запуске с наклоном и возможным небольшим зависанием модели при потере модели скорости перед переходом на планирование с предварительным переходом боковым скольжением внутри круга планирования. В течение всей этой фазы регулировки «сильным запуском «планирование» исправляется изменением загрузки носа и изгибом задней кромки стабилизатора.

Как только определен тип запуска и рисунок полета, следующий шаг – оценка устойчивости при запусках модели с меньшим наклоном влево или чуть более сильным броском, вызывающим зависание при переходе на планирование, когда модель опускает нос вниз. Если модель не выходит из пикирования до соприкосновения с землей, она не достаточно устойчива – изогните заднюю кромку стабилизатора вверх. Это потребует увеличить загрузку носовой части, чтобы предупредить замедление планирования. Если после вышеупомянутого зависания модель резко выходит из пикирования, то она слишком устойчива,- центр тяжести следует сместить назад и отогнуть заднюю кромку вниз. В качестве справки: моя, полностью отрегулированная модель выходит из пикирования под углом 45 градусов с высоты в 12 метров.

На практике оценка угла набора высоты и выход из зависания происходит одновременно, поведение модели в том и другом случае четко отмечается при каждом запуске.

Если при «сильном» запуске возникает левая или правая бочка, которая усиливается при увеличении силы запуска, предполагается перекос в крыле – обе его половины установлены под разными углами атаки. Для исправления нужно выправить установочные углы консолей и возможно исправить положение руля поворота. Некоторые моделисты умышлено устанавливают крыло с круткой, что может улучшить рисунок набора высоты и предотвратить от сваливания в штопор на планировании. Если вы используете руль направления, вы измените, радиус виража на планировании, но это можно восстановить небольшой загрузкой конца крыла – модель поворачивает в сторону загруженного крыла, или изменением перекоса на стабилизаторе.

Перекос стабилизатора в меньшей степени затрагивает «моторную», (то есть импульсную) часть полета, чем планирование, но здесь есть некоторое взаимовлияние. Не забывайте, что перекос стабилизатора служит для поворота модели в сторону более высоко поднятой его части.

Когда вы удовлетворены «сильным» запуском, вы можете переходить к третьей фазе – запуску с максимальной мощностью. Запуск выполняется с приподнятым вверх носом и правым наклоном модели. Углы могут варьироваться в зависимости от конструкции модели и конкретной регулировки. В качестве ориентира я стремлюсь к запуску под углом 40 градусов к горизонту и наклону модели в момент запуска 30 градусов вправо. Иногда полезно наметить воображаемую цель в качестве ориентира. Проследите, чтобы вначале выпуска модели при запуске, она находилась под нужным углом. Убедитесь, что вы надежно держите модель и захват модели пальцами удобен и крепок. В месте хвата наклейте небольшие площадки наждачной бумаги, если чувствуете, что вам это помогает.

Правильный запуск.

Не стоит слишком заботится о количестве шагов при запуске. Некоторые моделисты делают длинный разбег, а потом почти останавливаются перед броском модели, в большей или меньшей степени. Разбег при запуске преследует две цели: первая – придать дополнительную скорость модели и вторая – помочь ритму запуска. Не стоит просто бежать, поскольку вы не в состоянии контролировать угол запуска с достаточным постоянством. Используйте способ разбега, который вам удобен и естествен и следуйте ему как при бросании мяча. Другими словами, позвольте вашей руке продолжать движение, в том направлении, в котором вы наметили запуск модели. Прогревайте перед запуском с полной мощностью руку, чтобы улучшить результат и избежать растяжений. «Сильный» запуск – хорошее средство, как разогрева руки, так и контроля регулировки модели. Я выполняю несколько «сильных» стартов во время соревнований по метательным моделям, пред каждым официальным запуском в туре.

Запуск метательного планера

И так, сделайте ваш первый запуск в полную силу, и внимательно понаблюдайте за результатом. Рисунок, которого я стараюсь достичь – это крутой взлет по правой спирали, таким образом, чтобы модель при снижении скорости находилась в правом крене, с носом расположенном круто кверху, после примерно пол – борота по спирали. Затем наступает переход к планированию, соскальзывание направо и затем наступает планирование с левым виражом. Это располагает круг, по которому проходит планирование за моим правым плечом, так как я смотрю в направлении запуска. Регулировка угла наклона и направления для обеспечения правильного рисунка полета, взаимосвязаны в какой-то мере. Больший угол и больший наклон влево ведет к более круглой спирали, что ведет к большему наклону вправо при запуске. Если взлет вашей модели, завершающийся переходом к планированию, происходит под правильным наклоном, но она зависает, попытайтесь запускать под большим углом или чуть изогните вверх руль высоты и увеличьте загрузку носовой части. Если переход на планирование происходит слишком быстро и модель теряет высоту или даже пытается выйти на петлю, рецепт в меньшей загрузке носа и отклонении задней кромки стабилизатора вниз или уменьшении угла запуска. Тенденция к бочке исправляется вышеописанным методом: руль направления или крутка крыла, не забывайте после этого вновь отрегулировать планирование дополнительной загрузкой крайней части крыла или перекосом стабилизатора.

Заключение.

Здесь описана значительная часть приемов регулировки, которые вы можете использовать, на простом деревянном (бальзовом) метательном планере, вероятно, существуют и другие способы и приемы, но их каждый моделист находит в процессе индивидуальных опытов. Попробуйте различные комбинации в том порядке, что я предложил и в следующий раз, когда будете регулировать свою модель, вы сможете приблизиться к тому рисунку полета, который я здесь описал.

Поле для экспериментов в этой области огромное и только ваши амбиции достичь наилучшего результата будут вести Вас к победе. Проблем на этом пути много. Каков оптимальный вес модели? Тяжелая модель набирает большую высоту, а легкая лучше планирует. Следует ли запускать под большим углом для достижения максимальной высоты или придавать модели большую скорость? Каков должен быть угол V, удлинение крыла, площадь оперения? Помогает ли полировка модели? Нужно ли говорить, что все это проверить, возможно, только после долгой серии экспериментов.

Моделизм – спорт и хобби № 3 - 2003

Обсудить на форуме

Ваша реклама


Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru