3D пилотаж: что, куда и откуда
Для многих 3D пилотаж является чем-то непостижимым. За последнее время появилось много тем типа «Не могу зависнуть в симуляторе», «Подскажите самолёт для висения» и т.п. Поэтому, думаю, этот раздел будет полезен многим. Не бойтесь, в этом нет ничего сложного.
Скажу сразу, зависнуть может АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ самолёт, даже тренер. Но долго висеть и выполнять силовые фигуры сможет далеко не каждый. Чтобы не испытать разочарование от 3D пилотажа, советую, прочитав эту статью, не бежать сию минуту покупать себе модель, а попробовать это дело на симуляторе.
Выбор симулятора
На сегодняшний день существует множество различных симуляторов для авиа - моделей: Reflex, Real Flight от Great Planes, FMS, IPACS Aerofly Professional Deluxe. На мой взгляд, Aerofly Professional Deluxe (в народе AFPD) наиболее точно отражает поведение модели, но на вкус и цвет, как говорится… FMS – бесплатный, за остальные придется выложить от 40 до 300 долларов.
Что такое 3D пилотаж и с чем его едят
Этот раздел надо было разместить в начале моего повествования, но я все-таки решил оставить его здесь.
Итак, 3D пилотаж подразумевает под собой «срыв», резкость исполнения фигур, не свойственных обычным самолётам. Одним словом, безумство, начинающееся с элементарного висения, заканчивающееся плоским штопором с набором высоты. Хотя, слово «заканчивающееся» не очень подходит для этого стиля полёта, т.к. количество фигур в нем просто не ограничено. Исполнение невероятных фигур, буквально в нескольких сантиметрах от земли, петли на «ноже», плоский штопор, силовая бочка – это всё 3D пилотаж.
Естественно, летать 3D на тренере или чисто на пилотажке не удастся, поэтому придется думать над приобретением специфического самолёта специально для этих целей. Основное отличие 3D самолёта – сильно развитые рули: руль высоты должен быть как минимум 40-50% от площади горизонтального оперения, и отклоняться под 45-55 градусов в каждую сторону; подобные настройки и на руле поворота; элероны должны иметь 18-30% от площади крыла, и отклонения также по 40 - 55 градусов в каждую сторону. Модель должна быть оснащена сверхмощным, приемистым двигателем с тяговооруженностью (отношение тяги мотора к весу модели) не меньше 1.7. Лучше всего, когда 2. Но не меньше! Для обеспечения приемистости обычно используют винты большего диаметра, но меньшего шага. На моторах от 50сс и выше, это не столь важно. Например, 3W 55 спокойно выкручивает винтик 22*8. Обороты там уже значительно меньше и винт выступает уже в роли маховика. Карбюраторы на этих моделях физически не умеют месить топливо стабильно, даже на одних и тех же оборотах, не говоря уже о всем диапазоне. Поэтому, существует минимально возможный вес пропеллера, ниже которого мотор начинает работать нестабильно на низких оборотах. А это, зачастую, приводит к крашам.
Мода и 3D пилотаж
Время идет и модный, буквально пару-тройку лет назад, 3D пилотаж перестал быть столь популярен. Но он оставил неизгладимый отпечаток и влился во многие виды стилей полётов.
Если так поглядеть, то чисто классику сейчас мало кто летает. Так чем же занимается большая часть авиамоделистов?
Да, 3D образовал новый класс. Как назвать его – не знаю. Freestyle – свободное исполнение. Нет четких границ: где ты сделал медленную бочку, а где плоский штопор с переходом в силовую бочку. Этот стиль становится все более популярен. Вот о нем я Вам и расскажу.
Основные фигуры
- "The Torque Roll" (силовая бочка)
- "The Pogo"
- "The Elevator"
- "The Harrier"
- "The Waterfall"
- "The Panic"
- "The Blaino Draino"
- "The Snap Up"
- "The Yo-Yo"
- "The roller coaster"
- "The Terminator"
- "The Wall" "The Harrier Roll"
Настройки модели
На своих моделях, как в симуляторе, так и в реале, для полётов выставляю: Для 3D/IMAC (смешанный стиль, в котором я и летаю) отрицательную экспоненту
- +(плюс) 40-50% на элероны
- +(плюс) 25-35% на руль высоты
- +(плюс) 40%%на руль поворота
Двойные расходы стоят 100-110% на всех каналах, одинарные - 40-55%.
Для «чисто 3D»: расходы 120% по всем каналам, положительная экспонента +(плюс) 15% по всем каналам, кроме газа, естественно.
Положительные экспоненты уменьшают чувствительность ручки в области нуля. Т.е. передвигая ручку на 1-3 мм., отклонения рулей будут довольно малы, а затем резко идут вверх. Используя их, модель летит мягче. Наглядно это можно увидеть на графике функции ех
На некоторых передатчиках необходимо выставлять отрицательную экспоненту для достижения такого эффекта.
Советую перед полетом проверить, правильно ли настроены экспоненты путем небольшого смещения ручки на передатчике. Если при смещении ручки на 3-4 мм. отклонения рулей довольно велики и рули двигаются довольно резко, поменяйте экспоненту с плюса на минус и повторите процедуру. Должно всё стать нормально.
Учимся летать!
В этом разделе я буду описывать выполнение тех или иных фигур как в симуляторе, так и в реале.
Так как сам летаю в симуляторе Aerofly, то выполнение «симуляторных» фигур буду описывать именно в нем.
В AFPD самым лучшим самолётом для тренировок является Extra 330 от 3W. Зачем нам тренер, когда можно сразу взять нормальный трехметровый самолёт и учиться летать на нем!
Настройки менять не советую. Смещение центровки назад, конечно, помогает на висении и плоском штопоре, но не всегда. Тем более, в симуляторе уже все настроено, и большинство моделей летает идеально. На настоящих моделях иногда стоит сдвинуть центровку назад или вперед для достижения правильного полёта модели.
Итак, первое, с чего мы начнем – это, так называемое «висение» - висение на винте.
«Висение»
Описание фигуры:
Модель висит на одном месте на винте. Чем ниже, тем зрелищнее.
Выполнение:
В висении ничего сложного нет. В момент, когда вы подвесили модель, дайте ручку элеронов чуть-чуть вправо для того, чтобы компенсировать момент винта. Тогда модель не будет "крутиться", что позволит быстрее понять технику управления рулем поворота и высоты. Ручкой газа зафиксировать модель не получится - надо постоянно работать газом и снять трещотку. Мне без трещотки не нравится, поэтому летаю с ней. Работа газом, это своего рода искусство. Постоянно дергать ручку нет смысла. Необходимо как бы "выдергивать" модель время от времени. Например, во время висения, модель тянет вниз, небольшой рывок ручкой газа на несколько щелчков, и возвращаете газ в начальное положение, модель опять тянет вниз, еще рывок и т.д...
Совет! Не висите далеко! Чем дальше модель, тем сложнее понять технику управления.
При выполнении на симуляторе, советую первоначально убавить скорость симуляции (File/General Options/Simulation Speed) до 40-50%. Модель будет летать "замедленно". В Аэрофлае есть функция сохранения позиции модели (F3). Подвесьте модель в удобном для Вас положении и нажмите F3. Модель после краша будет появляться в том же месте, в том же положении.
Выход:
Просто втопите газу. Модель вертикально уйдет вверх. Для большего эффекта можно уйти вертикально с «бочками» просто дав ручку элеронов влево.
Освоив «Висение», перейдем к следующей фигуре «Torque Roll» или «Силовая бочка».
«Torque Roll»
Описание фигуры:
Модель висит на одном месте, также как и в «висении», вращаясь вокруг своей оси.
Выполнение:
Завесив модель, она сама начнет вращаться от момента винта (по часовой стрелке). Скорость вращения можно регулировать элеронами. Модель необходимо постоянно поддерживать рулями высоты и направления. В то же время, не надо забывать о работе газом. Работа газом осуществляется точно также как и на висении.
Разучив и доведя до автоматизма эту фигуру, можно считать, что полдела сделано.
Поняв технику выполнения этих фигур, отработайте фигуру харриер и можно переходить к следующей фигуре.
Следующая фигура: «Rolling Harrier»
«Rolling Harrier»
Описание фигуры:
Модель летит под углом 45 -60 градусов с вращением.
Выполнение:
Переведите модель в харриер и дайте ручку элеронов влево, или вправо (кому как удобнее), лично мне – без разницы: хоть влево, хоть вправо. Хотя влево далось легче. Модель необходимо постоянно поддерживать рулями высоты и поворота точно также, как и в силовой бочке. На MODE 1, дав ручку элеронов влево, начинайте просто вращать «левый стик» против часовой стрелки. Замедленная до 50% скорость симуляции помогает. Через некоторое время станет понятно, «когда что куда надо повернуть».
Выход:
Переведите модель в горизонтальное положение и добавьте газу.
Усложненный выход:
Переведите модель в «Torque Roll» и сделайте несколько оборотов. Затем просто втопите газу.
Усложненный выход 2:
Прекратите вращение, остановившись в перевернутом полёте, перейдите в обратный харриер, подлетите поближе и переведите модель в положение «висения», сделайте несколько оборотов «Torque Roll» (Силовой бочки) и втопите газу.
«Rolling Harrier по кругу»
Описание:
Модель летит под углом 45 -60 градусов с вращением по кругу.
Выполнение:
Выполнение точно такое же, как и «Rolling Harrier», но необходимо постоянно подруливать рулем высоты и поворота для придания траектории полёта модели окружность. На MODE 1, дав ручку элеронов влево, начинайте просто вращать «левый стик» против часовой стрелки, немножко задерживая его в «промежуточном положении». Замедленная до 50% скорость симуляции помогает. Через некоторое время станет понятно, «когда что куда надо повернуть».
Еще одной зрелищной фигурой, «украденной» из IMAC - комплекса является «Knife Edge» - полёт на ноже.
Итак, полёт на ноже:
«Knife Edge» - Полёт «на ноже»
Выполнение:
Из горизонтального полёта поверните модель на 90 градусов (1 –я четверть бочки с 4-мя фиксациями). В этот же момент дайте ручку руля поворота в противоположную сторону движения ручки элеронов: элероны влево – руль поворота вправо, элероны вправо – руль поворота влево. Модель летит на ноже. Уровень отклонения руля поворота регулируйте по поведению модели: если сильно задирает нос и стремится уйти в вертикаль, убавьте газу и отклонения руля поворота, если опускает нос – прибавьте газу и увеличьте отклонения.
В симуляторе самолёты обычно не «выкручивает», модель летит ровно и красиво. В реальном полёте, кроме работы газом и рулём поворота, Вам придется подправлять модель элеронами и рулем высоты. Это происходит из-за влияния вращающего момента винта. Ничего сложного в этом нет: просто компенсируйте момент «выкручивания» элеронами, а уход от прямого полета – рулем высоты.
«The Wall» - «Стена»
Описание:
Модель на среднем газу из горизонтального положения резко переходит в вертикальное и остается в таком положении.
Выполнение:
Выведите модель на базу. Пролетая мимо себя, резко дайте ручку руля высоты на себя на максимальных расходах и втопите максимальный газ. Модель встанет вертикально. Сбросьте газ и «подвесьте» модель. Далее можно выполнить «висение», или силовую бочку.
"The Pogo"
Описание:
Модель поднимается и опускается на «Висении».
Выполнение:
Подвесьте модель. Из этого состояния поднимите модель на пару метров. Затем убавьте газ. Модель начнет снижаться. Опустившись до прежней высоты опять прибавьте газу, чтобы остановить модель.
Важно!
Движения газом должны быть плавными. Амплитуда движения ручки - минимальной. Необходимо почувствовать модель. И ни в коем случае не сбрасывайте газ в 0, иначе это приведет к крашу.
Выход:
Добавьте газу. Модель уйдет вертикально вверх. Можно сделать несколько бочек.
Заключение
Это далеко неполный список фигур, исполняемых в этом стиле. Я рассказал только про основные, так сказать, базовые элементы. Далее дело за Вами! Удачи!
Ченцов Максим (MaD MAX)
Обсудить на форуме
|