Стойка шасси из... фольги!
На хоббистских авиамоделях сейчас распространены главные стойки шасси двух типов, - сделанные из пластин (вне зависимости от материала - будь то дюралюминий, титан, стекло- или углепластик), или из стальной проволоки. «Экзотические» варианты, вроде убирающихся или копийных стоек, нас в данный момент не интересуют, так как не относятся хоббистской технике.
Почему в конструкции этих узлов прижились лишь два варианта? Скорее всего, остальные постепенно отсеялись «в процессе эволюции». Ведь два оставшихся полностью отвечают стоящим перед ними требованиям, и они просты в изготовлении. Часть же из забытых конструкций была слишком сложной и неудобной в производстве, а некоторые страдали перетяжелением, или недостаточной прочностью.
Приверженцам технической новизны мы сегодня предлагаем конструкцию необычной стойки, легко воспроизводимую даже в домашних условиях. Правда, надо признать, что такая стойка относится к абсолютно жестким, так как демпфирующие элементы в ее схеме полностью отсутствуют. Поэтому она годится прежде всего для кордовых моделей пилотажного типа (на подобной технике она и прошла всесторонние испытания). Для радиоуправляемых самолетов такая конструкция подойдет лишь в том случае, если моделистов больше всего интересует дизайн в сумме с простотой изготовления, а способность стоек демпфировать удары или посадки на грунт не слишком важны.
Конструктивная схема новой стойки хорошо видна на рисунке.
Материалом для нее служит полутвердая «фольга» из алюминиевых сплавов (толщина 0,3-0,5 мм, сплав типа АМГ). Эти крыльевые стойки испытаны на модели, имеющей полный вес 1100 г и снабженной двигателем Super-Tiger рабочим объемом 5 см3. Согнуты стойки из приобретенной в магазине хозяйственных товаров фольги толщиной всего 0,4 мм. Этот материал, несмотря на достаточную для стойки твердость, позволяет складывать себя в два слоя с полной опрессовкой места перегиба (тонкий дюралюминий Д16Т без отжига здесь дал бы трещины, или вообще переломился бы). Зоны с под-воротами образуют своеобразные вертикальные «лонжероны», которые позволяют надежно привинтить стойку к усиленной нервюре, и закрепить ось колеса.
Процесс изготовления таких стоек включает в себя лишь три этапа - раскраивание заготовки, ее формовку, и сверление отверстий. Для точности раскроя полезно из тонкого картона или ватмана сделать шаблон (можно без зон подворота фольги), и согнув его как надо, попытаться примерить к силовой нервюре и колесу. Если все в порядке, можно вырезать деталь из фольги. Не приступая к формовке, с помощью тисков сначала загибают подвороты на 90°. Потом, вручную догнув их почти до конца, опрессовывают сгибы теми же тисками (конечно, желательно иметь тиски с гладкими губками без насечек). По оси симметрии разрезают заготовку по месту, которое будет садиться на нервюру. Затем выкройке придают профиль, напоминающий половинку эллипса.
Для формовки переходной части (от нормального сечения к креплению на нервюре) полезно применить металлическую пластину, по толщине соответствующую самой нервюре. Напоследок сверлят все отверстия, стойку окрашивают и ставят ее на нервюру, используя крепеж МЗ и клей.
Для стоек более тяжелых моделей можно использовать утолщенный материал. Однако есть и другой путь - повышение прочности имеющейся стойки. Усиление достигается за счет закладывание под отбортовку основной части стойки дополнительного П - образного элемента, сделанного из той же фольги. Делается это по всей высоте стойки. Поэтому она приобретает замкнутое трубообразное сечение, которое, конечно, намного жестче и прочнее, чем открытый исходный U-образный профиль. Закладка дополнительного элемента должна производиться с клеем, имеющим хорошую адгезию к алюминиевым сплавам и не реагирующим на компоненты топливной смеси.
Еще один вариант усиления стойки - закладка в сгиб стальной проволоки. Однако это приведет к значительному усложнению формовки фольги, и поэтому данный вариант здесь не рассматривается.
Ни начальный вариант стойки, ни усиленный на прочность не рассчитывались (кстати - сделать это достаточно сложно из-за непостоянной формы сечения стойки, да и расчеты будут иметь большие погрешности). Все делалось по интуиции, а по результатам «ручных испытаний на жесткость» вводились коррекции в форму и размеры формуемой из фольги части. Поэтому четко рекомендовать геометрические параметры стойки для моделей различного веса нельзя.
Единственное, что хотелось бы отметить в заключение, - благодаря мизерному весу и простоте изготовления подобные стойки после соответствующего облегчения могут найти применение и на моделях типа «Парк-флайер». Возможно, там будет не исключено использование не только более тонкой фольги, но и замена ее листовым пластиком.
В. Яковлев
Обсудить на форуме
|