Стремительное развитие и перспективы ВВС народно-освободительной армии Китая. Современные вооруженные силы обязаны располагать развитой боевой авиацией. Опыт конфликтов последнего времени показал, что именно военно-воздушные силы способны оказать значительное влияние на ход боев, а в некоторых ситуациях даже стать единственным активным участником конфликта. Ведущие страны мира понимают это и поэтому развивают свои ВВС. США, Россия и Китай активно работают над строительством самолетов имеющихся моделей, а также ведут собственные проекты с заделом на будущее. К примеру, Китай в настоящее время занимается доводкой сразу двух истребителей пятого поколения, которые в течение следующих десятилетий будут основой его ВВС. Стоит отметить темпы развития китайской военной авиации: за последние несколько лет авиастроители КНР сделали очень много для обновления военно-воздушных сил в количественном и качественном аспекте.
Ранее и сейчас
Всего полтора десятка лет назад ВВС Народно-освободительной армии Китая являли собой специфическое зрелище. Во второй половине девяностых годов в частях имелось достаточно большое количество заведомо устаревшей техники. В 1996-98 годах, по разным оценкам, в китайских ВВС было несколько сотен истребителей Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19). Кроме того, на хранении находилось некоторое количество еще более старых Shenyang J-5 (МиГ-17). В такой ситуации несколько сотен истребителей Chengdu J-7 (копия МиГ-21) смотрелись как последняя надежда Китая в случае полномасштабного конфликта. Тогда же, во второй половине девяностых начались некоторые программы, реализация которых привела ВВС Китая к современному состоянию. Прежде всего необходимо отметить истребитель Shenyang J-11. За несколько лет до появления этого самолета Пекин договорился с Россией относительно сборки самолетов Су-27СК на китайских производственных мощностях. В дальнейшем произошло несколько неоднозначных событий, после которых компания Shenyang Aircraft Corporation продемонстрировала самолет J-11, якобы разработанный ей самостоятельно на базе российской конструкции. В крупносерийное производство пошел именно J-11.
Почти одновременно с китайским Су-27СК под индексом J-11 в воздух поднялся другой истребитель – Chengdu J-10. Существует мнение, согласно которому J-10 проектировался с использованием информации, полученной от израильских инженеров из компании IAI, и поэтому в некоторой мере повторяет истребитель Lavi, так и не дошедший до серийного производства. Тем не менее, и на этот раз китайские авиастроители отрицают какую-либо связь с зарубежными конструкторами и продолжают позиционировать самолет J-10 исключительно как самостоятельную разработку за авторством компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).
Рассматривая развитие истребительной составляющей ВВС Китая, нельзя не упомянуть закупленные у России самолеты. В настоящее время китайские военные летчики используют машины сразу нескольких типов: Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2. По своей численности эти самолеты проигрывают истребителям любого другого современного типа, производимого в Китае. Так, по данным на начало прошлого 2012 года, в ВВС НОАК имелось около 170-180 самолетов марки «Су». Самым массовым истребителем китайского производства при этом был Chengdu J-10 (не менее 200-220 единиц). На втором месте по численности оставались истребители Shenyang J-8 (разработка на основе МиГ-21 и МиГ-23) – около 220-230 самолетов. От них незначительно отставали копии Су-27СК – Shenyang J-11, коих к началу прошлого года собрали более 160-170.
Точное количество имеющихся в войсках и на хранении истребителей устаревших моделей остается неизвестным. По разным оценкам, их число колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Точно так же нет достоверной информации относительно их будущего. Командование Китая не делится своими планами и поэтому одновременно существуют разные версии, согласно которым устаревшую технику постепенно спишут и утилизируют; оставят, что называется, на черный день; или же переоборудуют в самолеты-мишени или беспилотные летательные аппараты других типов.
На фоне активного обновления материальной части истребительных подразделений китайских ВВС достаточно интересно смотрится состояние бомбардировочной авиации. В настоящее время Китай располагает лишь одним типом дальних бомбардировщиков – Xian H-6. Эти самолеты являются лицензионной копией советских Ту-16 и служат с конца пятидесятых годов. Стоит отметить, H-6 эксплуатировались не только в Китае, но и в Ираке и Египте, причем последняя из этих машин была списана еще в 2000 году. В ВВС НОАК имеется порядка 120-130 бомбардировщиков H-6 и около десятка заправщиков HY-6, построенных на их базе. Информация о создании нового самолета аналогичного назначения отсутствует, в связи с чем будущее H-6 с каждым годом смотрится все хуже и хуже, а стратегия развития дальней авиации Китая в целом оставляет массу вопросов.
Чуть лучше ситуация со специализированной штурмовой авиацией. В частях находится более двух сотен штурмовиков Nanchang Q-5, созданных более сорока лет назад. Они постоянно модернизировались, но к настоящему времени считаются устаревшими. Кроме того, не так давно от Q-5 отказался один из зарубежных эксплуатантов. Весной 2011 года Пакистан закончил списание своих штурмовиков, купленных у Китая. Несколько десятков таких самолетов до сих пор служат в некоторых азиатских странах.
Нынешние проекты
В течение следующих лет старая техника будет списываться, а вместо нее строевые части получат самолеты новых моделей. Так, в последнее время ходит много разговоров об истребителе Shenyang J-11B, являющемся глубокой модернизацией J-11/Су-27СК. Согласно некоторым источникам, серийное производство J-11B началось еще во второй половине двухтысячных годов и к настоящему времени произведено несколько десятков таких самолетов. Также приводятся сведения о переоборудовании оригинальных J-11 в модернизированный вариант с литерой «B».
Второй китайский проект, на который возлагаются большие надежды – палубный истребитель Shenyang J-15. Согласно официальным китайским данным, этот самолет является развитием предыдущего «сухопутного» J-11, но в околоавиационных кругах основой для него (и не без оснований на то) считается советский самолет Т-10К (прототип Су-33). В настоящее время J-15 проходит испытания, в том числе и на авианосце «Ляонин». Начало серийного производства первого китайского палубного истребителя запланировано на 2015 год. С учетом имеющейся сейчас информации можно предположить, что будет собрано несколько десятков таких самолетов для оснащения первого китайского авианосца. После этого, если Китай начнет строительство своих авианосцев, производство J-15 может продолжиться.
В течение последних лет Китай начал два проекта по созданию истребителя пятого поколения. В начале 2011 года компания CAIG подняла в воздух первый прототип истребителя J-20. За прошедшее время было построено не менее трех или четырех опытных самолета, которые совершили в общей сложности несколько десятков полетов. Характеристики J-20 до сих пор засекречены, а все имеющиеся данные носят сугубо оценочный характер. Единственная достоверная информация касается сроков начала производства и эксплуатации. Первые J-20 уйдут в войска не ранее 2016-17 годов.
Осенью прошлого 2012 года состоялся первый полет другого перспективного истребителя пятого поколения – Shenyang J-31. Ранее на одной из китайских авиационных выставок демонстрировалась модель самолета F-60, очертания которой сильно напоминали новый J-31. В результате появилось предположение, что J-31 представляет собой доработанный вариант F-60. Из материалов, показанных на выставке, также были сделаны выводы о примерных характеристиках перспективного истребителя. Тем не менее, официальных данных по J-31 пока нет. Имеются сведения о существовании двух самолетов-прототипов и возможном строительстве еще, как минимум, одного. Информация о сроках завершения разработки и доводки, а также начала серийного производства до сих пор не стали достоянием общественности.
Нетрудно заметить, что военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая переходят к современному способу оснащения техникой. В войсках эксплуатируется несколько типов самолетов, причем численность каждого из них не превышает пары сотен. Те времена, когда военные летчики одновременно использовали несколько тысяч однотипных машин, для Китая прошли. Этот факт может служить свидетельством в пользу версии о развитии качественной составляющей ВВС, а не количественной. И действительно, имеющиеся сведения о характеристиках современных китайских самолетах прямо говорят об их значительном превосходстве над техникой прежних лет.
Кроме того, не стоит забывать вертолетную технику и вспомогательную авиацию. Так, в течение последнего времени ВВС НОАК получили 60 ударных вертолетов WZ-10. Их нельзя считать в полной мере китайскими (в разработке проекта ведущую роль играла российская компания «Камов»), но при этом именно эти машины в ближайшее время станут основой ударных вертолетных подразделений и придут на смену предыдущим моделям того же назначения. Примечательно, что общее количество имеющихся в войсках ударных вертолетов (Harbin Z-9 и Changhe Z-11) незначительно превышает число заказанных WZ-10 и составляет не более 70-80 единиц.
Вспомогательная авиация ВВС Китая имеет в своем составе несколько сотен самолетов различных моделей, собранных на китайских предприятиях и заказанных за рубежом. Так, парк транспортных самолетов позволяет перевозить широкий спектр грузов различного веса и конфигурации. Самым массовым транспортником при этом является легкий самолет Shijiazhuang Y-5 (копия советского Ан-2), а самым современным – последние модификации машины Shaanxi Y-8. Большие надежды Китай возлагает на новый проект Xian Y-20. Военно-воздушные силы НОАК имеют опыт эксплуатации советских и российских самолетов Ил-76, из-за чего выказали желание получить аналогичную машину отечественного производства. В конце января текущего 2013 года Y-20 впервые поднялся в воздух. Начало эксплуатации запланировано на 2017-18 годы. После начала службы Xian Y-20 станет самым грузоподъемным самолетом китайских ВВС – он сможет перевозить до 60-65 тонн.
Нужно отметить еще одно важное направление, свойственное современным военно-воздушным силам и развиваемое Китаем в настоящее время. В начале двухтысячных годов с перерывом в несколько лет были построены в небольшой серии три типа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения: KJ-200, Y-8X и Y-8J. Характерной особенностью этих самолетов стал выбор базовых машин. В качестве основы для KJ-200 китайские инженеры взяли российский Ил-76, для остальных – очередную модификацию самолета Y-8, созданного на основе советского Ан-12. Таким образом, в обозримом будущем Китай сохранит возможность строительства самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, а машины, похожие на KJ-200, получат новую базу в виде Y-20 собственной китайской постройки. В свете этих данных интересно смотрятся регулярные, но пока не подтвержденные слухи последнего времени, согласно которым некий новый самолет радиолокационного обнаружения уже проектируется и скоро начнется его строительство.
Будущее
Из нынешнего состояния ВВС НОАК можно сделать соответствующие выводы. Всего 15-20 лет назад этот род войск вооруженных сил Китая нельзя было назвать современным даже с большой натяжкой. Китайская авиационная промышленность разумно распорядилась имеющимся временем и сейчас военная авиация Китая представляет собой, как минимум, одну из самых крупных сил в восточноазиатском регионе. Сейчас же все действия официального Пекина и промышленности говорят о том, что в дальнейшем наметившийся рост количества и качества продолжится. Результатом этого может стать выход Китая в мировые лидеры в сфере военной авиации.
Однако при рассуждениях о перспективах Китая не стоит забывать тот факт, что другие страны тоже не стоят на месте и всячески пытаются с умом распорядиться имеющимися преимуществами. Поэтому пока можно с уверенностью говорить лишь о выходе китайских авиастроителей на мировой уровень и о будущих попытках посоревноваться с признанными лидерами отрасли. Вряд ли это будет просто, ведь последние разработки китайского авиапрома нередко основываются на зарубежных проектах, скопированных и доработанных соответствующим образом. Это позволяет строить рассуждения на тему возможности или невозможности самостоятельного создания Китаем авиационной техники, и эти рассуждения не выглядят чересчур позитивными.
Если судить только по состоянию военно-воздушных сил, то Китай вряд ли сможет стать мировым лидером в ближайшие годы или даже десятилетия. Однако ему вполне по силам окончательно закрепиться на «посту» авиационного лидера своего региона. Из всех стран Восточной Азии лишь Китай располагает в достаточной мере развитой авиационной промышленностью, способной самостоятельно разрабатывать новую технику, пусть даже и на базе имеющейся зарубежной. Этот факт можно считать хорошим преимуществом перед конкурентами. Поэтому прочим странам восточноазиатского региона стоит уделять большое внимание развитию своих ВВС и ПВО, дабы не отстать от растущего и крепнущего соседа.
Рябов Кирилл Военное обозрениеДата размещения: 29.05.13г.
Другие новости: Турецкая авиастроительная корпорация TAI представила новый беспилотник вертолетного типа R300. Турецкая авиастроительная корпорация Turkish Aerospace Industries представила БПЛА вертолетного типа под названием R300, который предназначен для Сухопутных войск и ВМС Турции.... [ читать дальше ]
Появились фото китайского боевого БЛА в палубном варианте. 24 мая китайский военный интернет-ресурс club.mil.news.sina.com.cn разместил фотографию стендовой модели новейшего боевого БЛА, известного как «Цзилинь» (на русский переводится примерно как «Темный ме... [ читать дальше ]
Приглашаем на международный фестиваль частной авиации "KUBAN AIRSHOW 2013". Организационный комитет KUBAN AIRSHOW 2013 рад пригласить частных пилотов, авиаклубы, а также всех желающих принять участие в очередном ежегодном Международном фестивале частной авиации, который состо... [ читать дальше ]
|