Успех корпорации «Иркут» как пример успешного развития Российского авиапрома. Корпорация «Иркут» воплощает в жизнь стратегии развития российского авиапрома.
В конце января ОАО «Корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию») опубликовало промежуточную финансовую отчетность за 9 месяцев 2013 года, подготовленную по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют не просто о высоких показателях компании, но подтверждают объективный факт позитивного тренда в развитии отечественного авиапрома в лице его ведущих предприятий. Возможно, это — наиболее важная и перспективная тенденция 2013 года. Рост выручки Корпорации «Иркут» на 52% и достижение показателя валовой рентабельности до 27% — красноречивы и показательны. Также примечательно, что по мнению экспертов высокие показатели стали результатом объективных успехов в развитии «Иркутом» всех своих ключевых программ — по Як-130, Су-30СМ и МС-21.
Аргументация по МСФО
Согласно опубликованным официальным данным авиапроизводителя, выручка ОАО «Корпорация «Иркут» за 9 месяцев 2013 года составила $1227333 тыс., что выше на 52% аналогичного показателя за 9 месяцев 2012 года ($808380 тыс.). Валовая рентабельность за 9 месяцев 2013 года составила 27%. Чистая прибыль ОАО «Корпорация «Иркут» по итогам 9 месяцев 2013 года также увеличилась — она составила $16414 тыс. против $4521 тыс. за аналогичный период 2012 года. Рентабельность по чистой прибыли за 9 месяцев 2013 года составила 1,3%.
Как говорится в официальном релизе Корпорации, «позитивные результаты были достигнуты благодаря своевременному и полному выполнению планов поставок авиационной техники по государственному заказу и экспортным контрактам».
Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко отмечает: «Мы поставляем зарубежным заказчикам многоцелевые истребители Су-30МК и учебно-боевые самолеты Як-130. Сегодня, сохраняя объемы экспорта, Корпорация увеличивает производство самолетов по гособоронзаказу. Растущие поставки боевой техники создают надежную основу для реализации программы пассажирских самолетов МС-21»
Отметим, что основным продуктом Корпорации «Иркут» являются боевые самолеты семейства Су-30. Компания является головным исполнителем программы производства Су-30МКИ для ВВС Индии. В рамках диверсификации своего продуктового ряда Корпорация также разрабатывает и производит учебно-боевые самолеты Як-130, беспилотные летательные аппараты, компоненты для пассажирских авиалайнеров семейства Airbus. В последнее время Корпорация активно ведет работу по созданию нового пассажирского самолета МС-21.
В течение последних семи лет Корпорация входит в рейтинг 100 мировых лидеров ВПК по версии авторитетного американского издания Defense News. «Иркут» неоднократно признавался «Компанией года» в номинации «Промышленность. ВПК». В 2013 году пятый раз подряд Минпромторг России признал ОАО «Корпорация «Иркут» победителем конкурса на звание «Лучший российский экспортер года» в номинации «Авиастроение (самолетостроение)». Иркутский авиационный завод (филиал Корпорации «Иркут») стал первым предприятием в России, получившим сертификаты соответствия стандартам Airbus и EN9100.
Год триумфа
Две тысячи тринадцатый вообще стал для Корпорации «Иркут» годом серьезных и стабильных трудовых успехов. Не случайно Министерство промышленности и торговли Российской Федерации летом прошлого года в конкурсе на звание «Лучший российский экспортер 2012 года» назвало ОАО «Корпорация «Иркут» победителем в номинации «Авиастроение (самолетостроение»). «Иркут» стал лучшим экспортером отрасли пятый раз подряд, начиная с 2008 года. Конкурс проводится ежегодно с целью поддержки экспорта промышленной продукции. Победители определяются по разработанной Минпромторгом РФ методике на основании консолидированных экспортных отчетов предприятий.
В конце декабря Корпорация «Иркут» рапортовала об успешном выполнении всех планов 2013 года. Как заявил Олег Демченко, «предприятие своевременно и полностью выполнило планы поставок авиационной техники по государственному заказу и экспортным контрактам».
Министерству обороны России в 2013 году было поставлено свыше 30 многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. Летный и технический персонал строевых частей и учебных центров ВВС РФ при содействии специалистов ОАО «Корпорация «Иркут» успешно осваивает новые машины. На самолетах Як-130 произведен первый выпуск курсантов. Истребители Су-30СМ поступили на авиационную базу Домна в Забайкальском крае. ОАО «Корпорация «Иркут» выполнило также план поставок по лицензионной программе Су-30МКИ и заметно увеличило производство компонентов для пассажирских самолетов семейства Airbus A320.
Президент Корпорация «Иркут» отметил тогда, что выпуск продукции осуществлялся на фоне интенсивной подготовки предприятия к серийному производству пассажирских самолетов МС-21. В 2013 году была завершена разработка конструкторской документации по планеру. На прочностные и ресурсные испытания поступили отсеки фюзеляжа. Существенно увеличился портфель заказов на самолеты МС-21. По подписанным твердым контрактам поступили авансовые платежи. Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» приступил к производству первых четырех машин.
Истребительная стабильность
«Промышленный еженедельник» уже неоднократно рассказывал об успешном развитии в Корпорации «Иркут» программы истребителей марки Су-30 в различных модификациях. Семейство этих истребителей вот уже много лет составляет одну из наиболее успешных экспорто-ориентированных программ российского машиностроения. Более того: Су-30МК, выпускаемый корпорацией «Иркут» на Иркутском авиационном заводе — один из самых совершенных и востребованных истребителей в мире. Кстати сказать, он стал первым в мире экспортным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой (ФАР), а также первым в мире серийным боевым самолетом, обладающим сверхманевренностью.
Серийный выпуск Су-30МК на Иркутском авиационном заводе ведется с 2002 года. Программа Су-30МК по целому ряду параметров не имеет равных во всей истории военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами. Экспортные объемы поставок этого истребителя исчисляется сотнями (в штуках) и миллиардами (в долларах).
Су-30МК предназначен для завоевания господства в воздухе, перехвата воздушных целей, патрулирования и сопровождения, а также для уничтожения наземных и надводных объектов (подавления ПВО противника, блокирования действий противника с воздуха и непосредственной авиационной поддержки). Самолет может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой самолетов, выполняющих совместную задачу. Благодаря дублированию органов управления полетом, Су-30МК можно использовать для летной и боевой подготовки.
Дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК стал новый многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ. Специалисты ОАО «Компания «Сухой» адаптировали Су-30СМ под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Также внесены изменения в состав вооружения. Первый контракт на поставку в войска многоцелевых истребителей Су-30СМ между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» был подписан весной 2012 года.
Представители Военно-воздушных сил России уверены: «Самолеты Су-30СМ позволят значительно повысить боевые возможности ВВС России. Возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность являются уникальными. Современные истребители будут поступать в ВВС не единичными экземплярами, а целыми эскадрильями».
Учебно-боевой шедевр
Еще одним успешным направлением развития Корпорации «Иркут» является программа учебно-боевого самолета Як-130, весьма уникального и в контексте мирового авиапрома. Достаточно сказать, что Як-130 выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, процедурные и специализированные тренажеры. Як-130 вошел в список техники, которая в приоритетном порядке закупается Министерством обороны России в рамках Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Экспортные поставки, по всей видимости, не будут уступать внутренним.
Немного подробнее — о самом самолете. Як-130 разработан входящим в состав корпорации «Иркут» «ОКБ имени А.С. Яковлева». Самолеты Як-130 успешно завершили государственные испытания в 2009 году. Первая партия машин была передана ВВС России в 2010 году. В ходе государственных испытаний была подтверждена способность самолета применять широкий круг вооружения, как высокоточного, так и обычного. Для поражения наземных целей Як-130 вооружен управляемыми авиабомбами калибром до 500 кг, неуправляемыми бомбами и ракетами, а также двуствольной 23-мм пушкой в подвесном контейнере. Для борьбы с воздушными целями, в том числе вертолетами, беспилотными летательными аппаратами, военно-транспортными самолетами Як-130 может применять ракеты Р-73, имеющие дальность поражения до 20 км.
В итоге получилась машина, принципиально отличающаяся в лучшую сторону от других аналогичных по задачам моделей. Среди ключевых новшеств Як-130 можно выделить: принципиально новую аэродинамику; способность выполнять маневры, свойственные истребителям поколений «4++» и «5»; возможность использования самолета в качестве легкого боевого, оснащенного не только обычным, но и высокоточным оружием; «стеклянная» кабина (стрелочные приборы заменены на жидкокристаллические экраны); самолет изначально создавался, как элемент обучающего комплекса (компьютерные классы, тренажеры). Предвидение конструкторов позволило сформировать новый мировой стандарт учебно-тренировочного (учебно-боевого) реактивного самолета следующего поколения. Технический уровень самолета оказался столь высок, что проект был положен в основу учебного самолета Aeromacci M346 (самый современный на сегодняшний день западный учебный реактивный самолет).
Перспективное гражданское семейство
Безусловно, самой важной в области гражданского авиастроения для «Иркута» является программа семейства пассажирских самолетов нового поколения МС-21, которую ОАО «Корпорация «Иркут» (согласно распоряжению президента РФ от 6 июня 2010 года) реализует в качестве головного исполнителя. Программа нацелена на создание семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Четко следуя графику программы, ОАО «Корпорация «Иркут» планирует поднять первый самолет в воздух в 2015 году и приступить к поставкам в рамках подписанных контрактов в 2017 году.
«Промышленный еженедельник» уже отмечал, что программа создания семейства самолетов МС-21 является ключевым проектом российского гражданского авиапрома, призванным выступить в роли отраслевого «локомотива». При этом важно, что проект МС-21 является ключевым не только для собственно авиационной отрасли, но и для российского машиностроения в целом — как прецедент, инновационный локомотив и глобальный интегратор. ОАО «Корпорация «Иркут» определено единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию самолетов семейства МС-21.
Программа предусматривает создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынки гражданских воздушных судов. В отличие от существующих самолетов многие компоненты МС-21 будут выполнены из углепластиков. По сравнению с существующими аналогами, авиалайнеры МС-21 обеспечат сокращение непосредственных операционных расходов на 12-15%. Самолеты семейства будут иметь расширенные операционные возможности и отвечать перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду. При создании МС-21будет применено ряд новшеств, в частности планер авиалайнера более чем на 30% будет состоять из композиционных материалов (КМ). Они дадут возможность создать конструкции с низкими расходами при эксплуатации. Применение КМ позволяет уменьшить массу конструкции самолета на 25-30% и трудоемкость изготовления самолета снизить в 1,2-1,5 раза.
Пассажирам самолетов МС-21 будет обеспечен повышенный уровень комфорта по сравнению с существующими узкофюзеляжными самолетами. Как уверяют разработчики, при создании самолета были учтены пожелания свыше сорока авикомпаний — эксплуатантов воздушных судов. Заложенная в концепции семейства МС-21 гибкость позволяет успешно применять самолеты МС-21 как традиционным, так и низко-затратным, гибридным или чартерным авиаперевозчикам.
Юрий СоколовДата размещения: 06.02.14г.
Другие новости: В разработке дальнего бомбардировщика нового поколения по программе LRS-B (long-range strike bomber) заинтересована Northrop Grumman. Компания Northrop Grumman заявила, что у нее есть интерес к разработке дальнего бомбардировщика нового поколения по программе LRS-B (long-range strike bomber) для оснащения ВВС США, сообщает flightglo... [ читать дальше ]
Великобритания и Франция планируют совместную разработку перспективной боевой беспилотной авиационной системы (Future Combat Air System Demonstration Programme Preparation Phase). 31 января премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (David Cameron) и президент Франции Франсуа Олланд (Francois Hollande) объявили о начале совместных двухгодичных работ двух стран по технико-экон... [ читать дальше ]
Будет ли Российско-индийский истребитель пятого поколения? Информационная кампания против российско-индийского проекта FGFA (Fifth Generation Fighting Aircraft) по разработке истребителя пятого поколения связана с сокращением военного и закупочного бюджета Ин... [ читать дальше ]
|