AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

  Главная > Статьи > Аппаратура радиоуправления > Подбор элементов батареи

Подбор элементов для аккумуляторной батареи

Время от времени, перед любым моделистом, занимающимся RC-моделями, возникает задача ремонта старой, бывшей в эксплантации батареи, или подбора элементов для новой.

Сразу должен предупредить: дело это не простое, не быстрое, и требует наличия не только измерительных приборов, или специализированного зарядника, но и достаточного количества новых однотипных аккумуляторных элементов, из которых и производится селектирование (отбор) нужного количества банок для новой батареи.

Фирмы производители производят отбор элементов для батарей на специальных стендах, способных измерять параметры сразу очень большого количества банок - это диктуется условиями массового производства. На таких стендах обычно контролируются сразу все необходимые параметры каждого элемента: напряжение, зарядный и разрядный ток, время заряда-разряда, электрическая емкость, токоотдача, температура в процессе заряда, и ряд других.

Естественно, в домашних условиях воссоздать подобный стенд не реально, поэтому попробуем обойтись минимумом оборудования, и будем контролировать только самые важные параметры аккумуляторов. Это потребует определенных ограничений и в режимах испытаний, в первую очередь, для исключения перегрева элементов.

В идеале, нам понадобится "интеллектуальный" импортный зарядник, типа Infinity-II от robbe-Futaba, или любой другой аналогичный, предназначенный для зарядки от 1-го до 8-10-ти элементов (лучше - больше), и способный отслеживать и фиксировать зарядный и разрядный токи в диапазоне 0.1-5.0 ампер, напряжение на батарее или отдельном элементе с точностью не хуже 0.01 вольт (лучше - 0.001 вольт), время заряда и разряда (с точностью не хуже 1минуты), и самое главное - величину закачиваемой в аккумулятор энергии а миллиампер-часах. Последний параметр обязателен для зарядных устройств, осуществляющих заряд повышенными и импульсными токами различной величины в дельта-пиковом режиме. Кроме такого зарядника будет нужен еще и цифровой мультиметр или вольтметр со шкалой от 2-х вольт. Стрелочные приборы однозначно не гарантируют требуемой точности измерений.

В крайнем случае, можно обойтись и самодельным зарядником, способным заряжать батарею стабильным током величиной до 0.2-0.5С (С - величина, равная номинальной емкости аккумулятора, и выраженная в мА). В ряде случаев такой зарядник оказывается даже предпочтительнее, но время селекции, при его использовании, существенно возрастает. Кроме того, обязательно потребуется, как минимум, 2 цифровых мультиметра, способных измерять постоянное напряжение от 2 до 20 вольт и ток до 2-5 ампер с указанной выше точностью, и электронный секундомер. Для "тренировочных" циклов потребуются еще и различные разрядные цепи, о которых я подробно расскажу ниже.

Перед началом работы по отбору аккумуляторов, желательно изготовить и кое-какое вспомогательное оборудование. Прежде всего - это лотки для укладки элементов. Они нужны только для того, чтобы исключить случайные КЗ между элементами в процессе работы. Я делал такие лотки из сантехнических полиэтиленовых труб подходящего диаметра. Труба нужной длины распиливается вдоль на две половинки (можно просто сделать один разрез, и, слегка надрезав противоположную стенку, развернуть трубу в два параллельных лотка) и в них укладываются проверяемые аккумуляторные элементы. Все элементы перед отбором следует пронумеровать маркером, или как-нибудь иначе!

С торцов каждой банки припаиваются выводы из изолированного провода сечением не менее 0.35 кв. мм. Пайка осуществляется легкоплавким припоем, быстро и без значительного прогрева корпуса элемента. Выводы от каждого элемента пропускаются сквозь отверстия в стенке лотка, а все коммутации осуществляются снаружи. Такой способ коммутации зафиксирует в лотке элементы от перемещения, предотвратит всю конструкцию от "высыпания" при неаккуратном обращении, и позволит легко подключать к любой банке измерительные приборы.

Стоит, также, заранее вырубить изоляционные шайбы толщиной 1.0-1.5 мм по диаметру элемента аккумулятора, и с центральным отверстием, равным диаметру его положительного вывода. Эти шайбы в дальнейшем пригодятся при окончательной сборке батареи. И последнее, что вам наверняка потребуется в процессе селекции аккумуляторов - это тетрадь, в которую вы должны будете заносить результаты всех измерений, и несколько листов бумаги-миллиметровки, на которой вам придется вручную рисовать графики циклов заряд-разряд, по данным, накопленным в этой тетради.

Если у вас нет фирменного зарядника, стоит сделать самодельный генератор стабильного тока, наподобие того, что описан в моей статье "Простое зарядное устройство для NiCd аккумуляторов". Правда придется применить более мощный транзистор, например - КТ818, установить его на радиатор достаточной площади, и пересчитать (или - подобрать) токозадающие цепи (диод D1 и сопротивление R2) на выходной ток 0.25-2.0 ампера. Лучше всего сразу предусмотреть переключатель, которым можно будет вручную дискретно задавать выходной ток устройства в заданном диапазоне (допустим - 0.25, 0.5, 1.0, 1.5 и 2.0 ампера). Вместо первичного источника следует использовать не сеть ~ 220 вольт, а свежезаряжанный 12-вольтовый автомобильный аккумулятор емкостью не менее 55 А/час. Конечно, если вы будете подбирать батарею больше, чем из 6-7 банок, вам потребуется соединить последовательно уже два таких аккумулятора (или использовать один 24-вольтовый), т.к. напряжения одного уже не будет хватать для нормальной зарядки батареи, состоящей больше, чем из 7-ми элементов. Входную цепь зарядника стоит защитить диодом Шоттки, на ток не менее 5 ампер, включив его последовательно в плюсовой или минусовой провод схемы, а выпрямительный мост D2-D5 и конденсатор С1 устанавливать не потребуется.

Такой простой зарядник гарантирует стабильный выходной ток, что очень важно при подсчете количества электричества, "закачанного" в вашу батарею.

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2017 «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.